Инвесторы тормозят экспорт Тюменской области. Власти ищут хозяев для миллиардов тонн ресурсов недр Увата

Внешнеторговая сфера региона может получить перспективное направление

В Тюменской области рассчитывают усилить присутствие на азиатских рынках. Серьезно укрепить экспортный потенциал региона может продукция из торфа и сапропеля, колоссальные запасы которых расположены в Уватском районе. Интерес к данной категории товаров уже обозначили возможные инвесторы. Бизнес-делегация из Ирана должна посетить западносибирский регион в текущем месяце. В случае договоренностей о партнерстве Тюменская область способна значительно увеличить доходы бюджета за счет новой статьи экспорта, а также обеспечить рабочими местами сотни жителей региона. Впрочем, тогда приоритетным аспектом работы станет создание сети производств на территории месторождений. Пока власти Уватского района планируют заинтересовать инвесторов «сверхперспективным рынком», а представители Департамента недропользования и региональной ТПП убеждают зарубежных предпринимателей оценить преимущества использования тюменских удобрений на сложных почвах Среднего Востока, ручеек экспорта торфа не превышает нескольких сотен тонн в год.

В списке основных статей экспорта Тюменской области в среднесрочной перспективе, вероятно, появится новая продукция. Измеряемые миллиардами тонн залежи торфа на территории Уватского района привлекли внимание муниципальных и региональных властей, ученых и представителей структур, связанных с обеспечением внешнеторговой деятельности. По словам чиновников Департамента недропользования, в случае успешной реализации экспортных планов, «на внешнем рынке Тюмень способна закрепиться на десятки лет».

Глава Уватского района Сергей Путмин (слева) и гендиректор НАО «СибНАЦ» Анатолий Брехунцов (крайний справа) на обсуждении перспектив добычи и использования торфа

Глава Уватского района Сергей Путмин (слева) и гендиректор НАО «СибНАЦ» Анатолий Брехунцов (крайний справа) на обсуждении перспектив добычи и использования торфа

Фото: uvatregion.ru

Тема разработок недр Увата активно вошла в повестку в конце августа текущего года. Тогда на базе Сибирского научно-аналитического центра (СибНАЦ) в Тюмени прошла рабочая встреча, в которой приняли участие генеральный директор структуры Анатолий Брехунцов, начальник отдела минеральных ресурсов Андрей Шадрин, а также глава Уватского муниципального района Сергей Путмин.

По словам Анатолия Брехунцова, на территории муниципалитета на северо-востоке Тюменской области сосредоточены уникальные объемы торфа, которыми «до сих пор мало кто занимался». На залежи ценного ресурса и перспективы его добычи обратил внимание и Сергей Путмин. Одновременно руководитель района посетовал на нехватку инвесторов, которые могли бы создать сеть перерабатывающих мощностей на месторождениях.

«Торфяные залежи формировались в Уватском районе сотни тысяч лет и не были востребованы. Но торф – это ценный ресурс, сырье для многих направлений. В России существуют рынок торфа и технологии по его переработке. Мы рассчитываем, что все эти факторы позволят вовлечь наши природные ресурсы в экономику и привлечь инвесторов для создания в районе перерабатывающих производств», – заметил Путмин.

Об объемах запасов торфа в Уватском районе свидетельствуют данные, приведенные Андреем Шадриным. Руководитель отдела минеральных ресурсов, в частности, проинформировал, что на региональном балансе находится 61 месторождение, залежи которых находятся в разной степени изученности. Разведаны лишь около десятка, но и в них суммарные запасы составляют свыше 6,7 млрд тонн. Наиболее крупным является Кациярское месторождение, где сосредоточено приблизительно 5,8 млрд тонн торфа. Кроме того, перспективные оценки специалистов получили Першинское и Моховое месторождения.

Стоит, впрочем, отметить, что весомые запасы агрохимического сырья существуют и в большинстве других муниципалитетов региона. К примеру, в Тюменском районе начитывается более 90 площадок. Однако разведанные запасы здесь заметно меньше. Ресурс может быть востребован в качестве сельхозудобрения и одного из альтернативных видов топлива. Кроме того, эксперты считают Тюменскую область перспективной в плане добычи других видов агрохимсырья – сапропеля, гажи (озерной извести), лугового мергеля и лечебных грязей.

Однако, несмотря на многомиллиардные запасы и очевидный потенциал экспорта в отрасли, на сегодняшний день отгрузки ресурса за рубеж составляют не более нескольких сотен тонн ежегодно. Согласно данным портала Ru-stat, специализирующегося на ВЭД-тематике, с мая 2017 по май 2018 года Тюмень поставила на внешние рынки 280 тонн «торфа, включая торфяную крошку, агломерированного или неагломерированного».

При этом активность экспортеров (с большой долей вероятности, лишь одной компании) наблюдалась только в июле и октябре 2017 и марте 2018 года. Основная доля поставок пришлась на Казахстан (92%), остальное ушло в Киргизию. Стоимость экспортированного торфа составила только 39,6 тыс. долларов, что по оценкам собеседников издания в структурах, связанных с ВЭД, «ничтожно мало с учетом потенциальных объемов рынка».

Однако в скором времени ситуация может измениться. Накануне стало известно о предстоящих визитах в Тюменскую область делегаций предпринимателей из Исламской Республики Иран, намеченных на ноябрь текущего и март следующего года. Одним из предметов обсуждения в рамках сотрудничества с западносибирским регионом должна стать поставка удобрений из торфа на Средний Восток. Особое внимание теме планируется уделить в ходе Форума недропользователей, который пройдет весной. По словам начальника управления недропользования Департамента недропользования и экологии Тюменской области Антона Климовича, в случае успешной реализации возможных соглашений о поставках «задержаться на крупном азиатском рынке можно на десятки лет».

«Речь шла об органическом удобрении. Такого ресурса в Иране нет. В этом качестве используется лишь навоз. Соответственно, на первой встрече с иранцами (в Тегеране 21-23 октября. – Прим. ред.) мы озвучили, что данный вид удобрения может быть очень продуктивен. Но чтобы по-настоящему заинтересовать партнеров, нужно провести серьезную работу, включая поставку пилотных партий. Нужно посмотреть, насколько применение торфа влияет на рост урожайности традиционных культур. Сами иранцы предложили еще и свой вариант – привлечь их лидеров мнений. В Иране наука очень развита, и к мнению ученых прислушиваются. В марте мы пригласили иранских специалистов на Форум недропользования для того, чтобы сформировать их суждения об этом ресурсе. Пока можно говорить лишь о первых шагах», – рассказал изданию Антон Климович.

Перспективы развития данной статьи экспорта обусловлены, по мнению начальника управления, дефицитом плодородных площадей для выращивания различных агрокультур, притом, что Иран производит большие объемы сельхозпродукции и намерен их увеличивать. «Нам необходимо сейчас потрудиться над популяризацией торфа в Иране. На нашей стороне и торговое представительство в этой стране», – отмечает чиновник.

Кроме того, Антон Климович важную роль в продвижении агрохимсырья на внешние рынки отвел Торгово-промышленной палате и Центру поддержки экспорта Тюменской области. «Торгово-промышленная палата участвует в таких поездках, она работает в рамках так называемого экспортного марафона. Но нужна тщательная проработка этого направления. Легкого пути точно не будет», – добавил собеседник издания.

Тем не менее, несмотря на необходимость убеждать зарубежных партнеров в успешных перспективах применения тюменского торфа в иранском АПК, а также пока нерешенные проблемы с привлечением инвесторов для разработки уватских месторождений, аналитики склонны считать данный вид партнерства заслуживающим поддержки. Ряд собеседников издания рассматривают сотрудничество российского региона и Ирана, в том числе, через призму общих геополитических интересов.

Торф на полях

Фото: LETA

«Считаю этот проект весьма перспективным. Нет ничего удивительного в том, что Иран им заинтересовался, тем более что у нас с ним существуют экономические отношения. Кроме того, пример Ирана показывает, что и близлежащие страны могут стать потребителями данной продукции. Прежде всего, я имею в виду Индию. Да и Китай, думаю, можно заинтересовать этим товаром. Необходимо только изучить экономическую структуру его запросов. Полагаю, что здесь мы можем найти очень интересные емкие рынки удобрений и альтернативного топлива, тем более, в плане сырья у нас не будет крупных конкурентов с учетом логистических маршрутов. Нужно успевать, поскольку та же топливная тема сейчас крайне актуальна», – считает руководитель уральского отделения Фонда развития гражданского общества (ФоРГО), директор Института системных политических исследований и гуманитарных проектов Анатолий Гагарин.

Отметим также, что в начале ноября стало известно о проработке проекта нового торгово-транспортного коридора, который соединит Индийский океан с Европой через Россию. Маршрут, заявленный как возможная альтернатива Суэцкому каналу и предполагающий сочетание морского и железнодорожного транспорта, пройдет также и через Иран, что теоретически способно удешевить товарообмен между регионами РФ и Средним Востоком.

«Правда УрФО» продолжит следить за развитием событий.

Фото: twitter.com/info_redmsk

Следите за новостями «Правды УрФО» в наших соцсетях: Telegram-канале, на Дзене, в Одноклассниках и во ВКонтакте.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости правды
Правда о спорте
Мнения о правде
Правда жизни