Чиновники ЯНАО расселили КМНС в местных администрациях. Кочевники получили прописку в кабинетах

На Ямале обостряется проблема с предоставлением жилья особо нуждающимся категориям граждан

Законодательная инициатива Ямальских депутатов оставила представителей коренных малочисленных народов Севера (КМНС) без жилья. Вместо первоочередного выделения квартир кочующим оленеводам, ненцев против их воли прописывают в нежилые здания администраций поселков. Ответственные лица заявляют, что весь процесс проходит в добровольном порядке и нацелен на то, чтоб местные жители могли привлекать кредиты в банках, которые отказываются рассматривать тундру, как место постоянной регистрации кочевников. Не решенными остаются и жилищные проблемы КМНС, которые решили вести оседлый образ жизни. Их не расселяют из аварийного жилья, которое по федеральной программе должны были снести еще в 2017 году. Несмотря на то, что губернатор отчитался о стопроцентном исполнении программы с опережением графика, люди по сей день продолжают жить в условиях, когда пол в квартирах проваливается, и периодически загорается проводка. 

Ненцы, ведущие традиционный образ жизни на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, заявляют о принудительной прописке в нежилых зданиях поселковых администраций. Вместо того чтобы реализовывать обещанную тундровикам программу по предоставлению постоянного жилья в населенных пунктах Ямало-Ненецкого автономного округа, чиновники сделали «резиновыми квартирами» здания администраций муниципалитетов.

Администрация Яр-Сале – место прописки десятков кочующих оленеводов

Фото: adm-yarsale.ru

«Когда я меняла паспорт, не спросив моего разрешения, сами поменяли прописку, а весной закрыли жилпрограмму для кочевых тундровиков. Говорят, что нет финансирования», – рассказала в паблике «Голос Тундры» Лидия Тибичи, зарегистрированная в администрации Яр-Сале.

Подтверждает эту информацию и другая жительница Ямальского района Ульяна Яптик. «Насильно заставляли делать прописку по адресу ул. Худи Сэрако, 6 (здание администрации Яр-Сале)», – пояснила собеседница издания.

Несмотря на то, что де факто люди прописаны в помещениях, не предназначенных для этих целей, нарушения законодательства РФ в этом нет. В 2011 году депутаты Заксобрания ЯНАО инициировали принятие поправки в федеральный закон, которая позволяет представителям кочевых народов России, не имеющим постоянного места жительства, быть зарегистрированными в любом населенном пункте муниципального района, имеющего статус места традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов России. Изначально планировалось, что такие нововведения гарантируют оленеводам право на получение ряда государственных услуг, адресной социальной помощи и социальных пособий, которые гарантированы всем жителям России, но не предоставляются при отсутствии прописки.

«Это связано с социальными и банковскими направлениями. Раньше у людей была прописка, к примеру, Приуральская тундра. А у банков требования – чтоб были указаны улицы, дома, квартиры. Чтобы брать кредиты, получать льготы, было решено их прописывать в зданиях администраций поселений. Но это исключительно при желании людей. Нет такого, чтобы чиновники их заставляли прописываться. Дело имеет заявительный характер», – подчеркнул президент ассоциации коренных малочисленных народов Севера «Ямал – потомкам» Эдман Неркаги.

Между тем жители отдаленных районов Ямала заявляют, что новую прописку в несуществующей квартире вынуждены получать все тундровики. «Всех оленеводов, у которых нет квартир, прописывают в администрации. Детей, у которых есть паспорта, – тоже», – обрисовал ситуацию житель Ямальского района Дмитрий Климов. Местные жители предполагают, что чиновники идут на такие меры, чтобы «потом отчитаться перед Москвой, что в тундре кочевой народ не живет, и занять эти земли буровыми вышками».

Место прописки – администрация села Яр-Сале

Фото Владимира Пуйко

Ранее окружные парламентарии анонсировали появление новой программы, по которой приоритетное право на получение жилья получат тундровики-пенсионеры, которые не имеют постоянного места жительства. По факту, прописка в «резиновых администрациях» может стать поводом для новой остановки в очереди особо нуждающихся пожилых людей. Люди перестают верить в слова местных чиновников, которые годами кормят их обещаниями о скором выделении жилья.

Не менее проблемным остается вопрос по переселению представителей КМНС из аварийного жилфонда, предоставленного им для ведения оседлого образа жизни. К примеру, в 2012 году глава Ямальского района Андрей Кугаевский заявил жительнице Панаевска Надежде Ламдо, что администрация не будет проводить ремонт многоквартирника, в котором она проживает, так как восстановительные работы здесь нецелесообразны. Дом по адресу Обская, 8 планировалось снести в рамках Федеральной программы по переселению из ветхого и аварийного жилья.

«Жить в таких условиях невыносимо. Дети все взрослые, у некоторых уже свои семьи с детьми. Я коренная жительница, многодетная мама, в данный момент живу в аварийном доме, провода иногда загораются. Все удобства на улице, пол проваливается, я не знаю, чего ждет наша администрация», – говорит Надежда Ламдо.

Несмотря на то, что еще в 2017 году Ямал во главе с Дмитрием Кобылкиным отчитался о стопроцентном расселении аварийного жилфонда, признанного таковым до 2012 года, в проблемном доме в поселке Панаевск продолжают по сей момент оставаться люди.

«Правда УрФО» продолжит следить за развитием событий.

 

Фото превью: fresher.ru

Следите за новостями «Правды УрФО» в наших соцсетях: Telegram-канале, на Дзене, в Одноклассниках и во ВКонтакте.

1 комментарий к “Чиновники ЯНАО расселили КМНС в местных администрациях. Кочевники получили прописку в кабинетах”

  1. Владимир

    Мне тоже сейчас принуждают сделать прописку по адресу здания администрации

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости правды
Правда о спорте
Мнения о правде
Правда жизни