В «Челябэнергосбыте» обнаружили пропажу акций и новые уголовные дела. «Россети» не досчитаются 1 миллиарда

Кредиторы готовятся к банкротству гарантирующего поставщика

Мажоритарные акционеры ПАО «Челябэнергосбыт» (ЧЭС) пытаются нарастить кредиторскую задолженность предприятия. Структуры, близкие к владельцам АО «Межрегионсоюзэнерго» Эльдару Османову и Юрию Шульгину, перекинули 1 миллиард рублей долгов с подконтрольной компании на сам ЧЭС. Участники рынка считают, что бизнесмены таким образом готовят актив к банкротству и пытаются вытянуть из него максимум средств: в дальнейшем это позволит им войти в список кредиторов. Помимо этого, в Челябинской области накаляется ситуация с платежами в адрес сетевых компаний: более 40 ТСО заявляют об отсутствии средств от ЧЭСа уже в течение нескольких месяцев. К прочему, о задолженности в 3,6 миллиарда рублей говорит и «дочка» «Россетей» – ОАО «МРСК Урала». Эксперты указывают, что лишение ЧЭСа статуса гарантирующего поставщика – лишь вопрос времени. К прочему, как выяснилось, на одного из акционеров компании было возбуждено уголовное дело, а бывшие партнеры Шульгина и Османова заявляют о, вероятно, незаконной передаче их акций третьим лицам.

Совет директоров ПАО «Челябэнергосбыт» (ЧЭС) принял решение о переуступке прав требования на 583 млн рублей. Согласно официальному сообщению компании, «ЛВЛ Инвестмент Групп» передала права на задолженность ООО «АЭС Инвест» (контролируется ПАО «Челябэнергосбыт») в пользу самого «Челябэнергосбыта». Еще один аналогичный договор заключен между сбытом и ООО «М. Стайл». В данном случае на ЧЭС повесили долги «АЭС Инвест» в 581 млн рублей.

Фото: www.lomolenobl.ru

«Передаваемое право требования по договорному обязательству оценивается сторонами в 583 000 000 (пятьсот восемьдесят три миллиона) рублей 00 копеек, которые подлежат оплате цессионарием (ЧЭС. – Прим. ред.) после подписания договора в полном объеме путем перевода денежных средств на расчетный счет цедента («ЛВЛ Инвестмент Групп». – Прим. ред.)», – говорится в сообщении компании.

Примечательно, что за такое решение совет директоров проголосовал практически единогласно, против выступил только представитель теперь уже миноритарных акционеров. Неудивительно, что прежние собственники пытаются спасти предприятие от неминуемого банкротства, к которому его толкают такие решения коллегиального органа. Дело в том, что ЧЭС таким образом наращивает свою кредиторскую задолженность на 1 млрд рублей, а «ЛВЛ Инвестмент Групп» получает право встать в очередь кредиторов, когда начнется банкротство, и, вероятно, назначить своего конкурсного управляющего.

«ЛВЛ Инвестмент Групп» принадлежит 15% в ПАО «ЧЭС», а ее владельцем является Вадим Литвинов. Весной 2018 года в отношении него было возбуждено уголовное дело по ч.1 ст. 201 «Злоупотребление полномочиями». Литвинова называют человеком, напрямую подконтрольным мажоритарным акционерам ЧЭСа и их бенефициарам – владельцам группы АО «Межрегионсоюзэнерго» (МРСЭН) Эльдару Османову и Юрию Шульгину. Именно он являлся ликвидатором МРСЭН, а также возглавлял другие энергосбытовые активы группы, например, АО «Роскоммунэнерго», а также представлял интересы холдинга как юрист. По данным картотеки Мосгорсуда, по его делу вынесено решение в апелляционной инстанции, однако каков именно приговор, не уточняется. В профессиональной среде самого Литвинова и его роль в системе МРСЭН характеризуют как «профессионального могильщика».

Напомним, до 2016 года почти 100% акций ЧЭС контролировалось SV Property Management (Кипр), принадлежащей челябинскому бизнесу. Однако в дальнейшем 15% уставного капитала было напрямую передано экс-супруге главы «Роснефти» Марине Сечиной, еще 15% – Вадиму Литвинову через «ЛВЛ Инвестмент Групп», 15% – Михаилу Юрченко через ООО «БазисЭнерго Трейд», 15% – ООО «Северпромэнергосбыт». Ранее все компании были так или иначе аффилированы с Мариной Сечиной, однако в дальнейшем контроль над ними через аффилированные конторы полностью сосредоточили Шульгин и Османов, доведя свою долю до 82%.

При этом, как указывают бывшие партнеры Шульгина и Османова, их акции в ПАО «ЧЭС» могли быть переданы незаконно. Как следует из материалов арбитражного суда, единственный собственник ООО «Северпромэнергосбыт» – ООО «Энергопроммаш Холдинг» (принадлежит бизнесмену Алиму Дадуеву) требовал признать  недействительным ряд договоров займа с участием других собственников ПАО «Челябэнергосбыт». Дело в том, что конторы Шульгина пытались рассчитаться по долгам акциями ПАО «Челябэнергосбыт». Вероятно, именно эти ценные бумаги принадлежали Марине Сечиной и ее партнеру Алиму Дадуеву. Соответствующий иск был подан 12 июля 2017 года, а за две недели до указанных событий ПАО «ЧЭС» опубликовало официальное сообщение, в котором говорилось, что доля Алима Дадуева снижена с 15% до 0%.

Фото: im2.kommersant.ru

Сам Дадуев предпринял попытку сохранить акции «Челябэнергосбыта» и попросил суд наложить на них обеспечительные меры. 8 сентября 2017 года 15% акций были арестованы, а уже 19 сентября на бизнесмена было совершено покушение: его машину расстреляли неизвестные. Тем не менее, Дадуев выжил, а 30 мая 2018 года полиция задержала двоих обвиняемых. В итоге обеспечительные меры были сняты в апреле 2018 года, а в исковых требованиях Дадуеву отказано.

На сегодня ПАО «Челябэнергосбыт» находится в одном шаге от лишения статуса гарантирующего поставщика, за которым неминуемо последует банкротство. Дело в том, что в конце прошлого года стало возможным лишение статуса из-за долгов перед сетями, а недовольство кредиторов ПАО «ЧЭС» постоянно растет. Так, электросетевые компании Челябинской области перестали получать средства от потребителей за услуги по передаче. По словам представителя одной из территориальных сетевых организаций (ТСО), в течение четырех периодов котлодержатель – ООО «АЭС Инвест» (контролируется ПАО «Челябэнергосбыт») – не перечислял организациям деньги, хотя, по информации собеседника издания, исправно получал их от потребителей.

Уточним, «АЭС Инвест», как и ОАО «МРСК Урала» (входит в ПАО «Россети») является котлодержателем на территории Челябинской области. Этот статус обязывает компанию собирать платежи с потребителей всех связанных с ней ТСО, после чего пропорционально распределять эти средства между сетями.

Как рассказал «Правде УрФО» собеседник в одной из таких ТСО, на «АЭС Инвест» завязано более 40 организаций, и все они уже в течение четырех расчетных периодов не получали средств. В данном случае речь может идти о сумме более 100 млн рублей.

«У небольших муниципальных ТСО поступления от котлодержателя являются единственным источником дохода. Позиция «АЭС Инвест» ведет к затруднениям в выплате зарплаты, и вообще ставит под угрозу нашу работу», – делится мнением представитель ТСО. По его словам, ситуация резко обострилась с приходом нового директора.

Более того, регулярно о растущих долгах самого «Челябэнергосбыта» заявляет «дочка» ПАО «Россети» – ОАО «МРСК Урала».

«В настоящее время вопрос платежей в адрес «МРСК Урала» стоит особенно остро. За оказанные услуги в 2018 году компания не добилась получения оплаты как от ПАО «Челябэнергосбыт», так и от смежного котлодержателя ООО «АЭС Инвест». Задолженность на 1 июня 2018 года составила только по ПАО «Челябэнергосбыт» 3,19 миллиарда рублей, в том числе 2,43 миллиарда является просроченной дебиторской задолженностью. Долг ООО «АЭС Инвест» перед сетевой компанией составляет 495 миллионов рублей», – заявили «Правде УрФО» в пресс-службе электросетевой компании.

При этом представитель «МРСК Урала» отметил, что в компании острый кризис неплатежей связывают с приходом в акционерный капитал ПАО «ЧЭС» структур бизнесменов Эльдара Османова и Юрия Шульгина.

ОАО «МРСК Урала» обращалось в прокуратуру Челябинской области с жалобой на ПАО «Челябэнергосбыт» и просило ведомство провести проверку исполнения законодательства гарантирующим поставщиком. В официальном обращении сетевой компании приводились факты, говорящие о том, что с момента появления в структуре собственников ПАО «Челябэнергосбыт» новых бенефициаров, аффилированных с АО «Межрегионсоюзэнерго», гарантирующим поставщиком фактически было осуществлено участие в сделках, создающих угрозу нецелевого использования денежных средств. Но, как отмечают в компании, сбытовая компания всегда имела существенный объем дебиторской задолженности независимо от ее собственников, и особо интересен факт, что шло изменение структуры собственников, учитывая, что сбытовые активы МРСЭН никогда не сулили рынку электроэнергетики регионов присутствия ничего оптимистичного», – резюмировали в «МРСК Урала».

Отметим, согласно бухгалтерской отчетности «Челябэнергосбыта», компания действительно сильно нарастила кредиторскую задолженность. По данным за 2017 год кредиторка ЧЭС превысила 11 млрд рублей, учитывая, что по итогам 2015 года (последнего до прихода Шульгина и Османова) этот показатель не дотягивал до 8 млрд рублей. Исходя из документа, за этот период компания почти вдвое нарастила банковские долги – до 6,3 млрд рублей. Так, только за 2017 год компания открыла шесть кредитных линий в «Россельхозбанке» с лимитом 4 млрд рублей. Несмотря на это, ЧЭС даже кредитовал аффилированные сбыты: ПАО «Вологдаэнергосбыт» получило от челябинского актива полмиллиарда рублей.

Однако ЧЭС вряд ли дождется возврата долга: все остальные энергосбытовые компании под управлением АО «Межрегионсоюзэнерго» – АО «Хакасэнергосбыт», ПАО «Вологдаэнергосбыт», ПАО «Архэнергосбыт»  и АО «Роскоммунэнерго» – уже лишены статуса гарантирующего поставщика и находятся в процедуре банкротства. Причем, как указывают кредиторы, структуры уже неоднократно совершали попытки снизить конкурсную массу. Так, АО «МРСЭН» подало иски к своим же сбытам на суму 800 млн рублей. Однако отсудить деньги по-тихому не удалось: попытка была замечена не только кредиторами, но и Росфинмониторингом, которые вступили в дело в качестве третьих лиц.

К прочему, в дело о банкротстве сбытов попытался войти еще один кредитор – ООО «АЭНП». Компания предъявила иски структурам Шульгина и Османова суммарно на 4,5 млрд рублей. Однако кредиторы относятся к АЭНП крайне настороженно – юрлицо было зарегистрировано всего за месяц до банкротства «Архэнергосбыта», а владельцев связывают с бенефициарами самого МРСЭН. Отметим также, что сейчас по факту деятельности компаний, входящих в МРСЭН, расследуются уголовные дела. Сам же Юрий Шульгин сбежал от уголовного преследования и в данный момент, вероятно, пребывает за пределами РФ.

Таким образом, все энергосбытовые компании под управлением структур Шульгина и Османова оказались в состоянии банкротства. Последним на очереди, по прогнозам участников рынка, станет ПАО «Челябэнергосбыт». Эксперты считают, что бизнес долгое время мог приносить партнерам прибыль за счет манипуляций со средствами контрагентов, однако последние поправки в законодательство расставили все точки над i, после чего бизнес в таком формате уже не мог существовать. Кредиторы «Челябэнергосбыта» предполагают, что структуры Шульгина-Османова, вероятно, пытаются максимально нарастить кредиторскую задолженность компании, возможно, с той целью, чтобы немалая ее часть пришлась именно на них. В дальнейшем, рассуждают участники рынка, они могут войти в банкротство и попытаться извлечь из него максимум выгоды.

«Правда УрФО» продолжит следить за развитием событий.

Следите за новостями «Правды УрФО» в наших соцсетях: Telegram-канале, на Дзене, в Одноклассниках и во ВКонтакте.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости правды
Правда о спорте
Мнения о правде
Правда жизни