Прокуратура пришла в школы Екатеринбурга за деньгами родителей. Мэрия отказалась оплачивать безопасность

В родительских комитетах заявляют о давлении надзорных органов

В Екатеринбурге вновь накалилась ситуация вокруг финансирования хозяйственных нужд общеобразовательных учреждений города. Инициаторы создания благотворительных фондов, финансирующих расходы школ на охрану и клининг, заявляют о пристальном внимании со стороны правоохранительных органов. Часть родителей считают деятельность по сбору средств незаконной и требуют вмешательства прокуратуры. При этом при проверках ведомство уже усмотрело вероятные нарушения – «скрытую аренду» площадей школ для ЧОПов, хотя родительские комитеты указывают на заключение стандартных договоров предоставления услуг по охране помещений. Из городской казны средства на обеспечение безопасности в школах с привлечением частных организаций в массовом порядке не выделяются. В администрации города и депутатском корпусе подчеркивают, что бюджетное финансирование не предусматривает оплату деятельности подобных организаций, поэтому выделение дополнительных средств для их обеспечения приведет лишь к возбуждению уголовных дел в адрес чиновников.

Родительские комитеты школ обращают внимание на низкое финансирование учреждений образования со стороны бюджета. По их данными, порядка 75% учебных заведений в городе охраняются силами ЧОП, причем бюджетных средств на это не выделяется – деньги собирают с родителей учащихся. Открыто заявлять в СМИ о назревших проблемах родители отказываются, опасаясь конфликта с администрациями школ.

Фото: ekburg.ru

«Аналогичная ситуация с оплатой клининга: городской бюджет финансирует часть ставок на содержание штатных уборщиц, однако их не хватит даже на то, чтобы сдать школы в ходе проверки Роспотребнадзора. Оплаченные бюджетом уборщицы просто не в состоянии убрать всю школу, в туалеты они вообще не заходят, только профессиональные компании этим занимаются», – отмечает собеседник издания в родкомитете одной из школ Екатеринбурга.

Чтобы узаконить финансирование услуг ЧОП, клининга и некоторых других, родительские комитеты перешли на некоммерческие партнерства и благотворительные фонды. Однако за последнее время к указанным некоммерческим объединениям возросло внимание со стороны правоохранительных органов, в частности, прокуратуры.

«В нашей школе сейчас создан некоммерческий фонд, который собирает деньги в виде благотворительных пожертвований с родителей. До его основания была некая «коробочка», куда все складывали наличку. Так, при приеме в первый класс требовали 25 тысяч рублей. Случился скандал – можно сказать, что тогда усмотрели нецелевое расходование средств. После этого мы и создали фонд, у которого есть свой расчетный счет, но нет сотрудников, нет расходов на зарплату. Фонд ведет всю бухгалтерию, заключает договоры на оказание услуг и предоставляет полную отчетность перед родительским комитетом на собраниях», – отмечает собеседник издания в родительском комитете.

Представители благотворительного фонда, который занимается сбором средств, отмечают, что сумма к сбору рассчитывается по простой схеме: общие расходы по году делятся на количество учащихся. Однако в лучшем случае собираемость составляет 60-70%. Многие родители отказываются платить. Недовольные поборами сообщают об отсутствии отчетности.

«У нас вообще все идет в какую-то черную кассу. Каждый год с нас требуют по 5 тысяч рублей – якобы именно столько нужно на оплату охраны и клининга. В школе – 1000 человек, представляете, какие суммы собираются? При этом не предоставляют ни отчеты, ни договоры оказания услуг», – рассказали изданию родители учащегося в одной из центральных школ города.

К деятельности указанных благотворительных фондов в текущем году возрос интерес со стороны прокуратуры. Так, по одной из жалоб надзорное ведомство даже вышло с представлением в адрес администрации школы – по мнению прокуроров, руководство учреждения допустило «скрытую аренду». Опрошенные изданием юристы между тем полагают, что сама формулировка абсурдна в данном случае, поскольку школы никому не предоставляют возможности зарабатывать на муниципальных площадях, якобы «сдаваемых в скрытую аренду» коммерсантам в лице охранных и клининговых компаний – здесь заключаются классические договоры на предоставление услуг.

«По мнению прокуратуры, администрация школы позволяла коммерсантам зарабатывать на том, что предоставляла свои площади сторонним организациям – ЧОП и клининговой службе. Это совершенно не так – школы заключают договоры как получатели услуг и никому свои площади в аренду (владение и пользование) для извлечения из этого какой-либо коммерческой выгоды не предоставляют. В рамках стандартного договора за счет средств фонда (заказчика) клининговой или охранной компанией (исполнителем) оказывается услуга школе (получателю)», – отмечает юрист, знакомый с ситуацией.

По данным участников родительского комитета школы в Кировском районе Екатеринбурга, в их учебном заведении на клининг и оплату услуг ЧОП уходит порядка 200 тысяч рублей в месяц, еще около 30-40 тысяч в год – на покупку периодических изданий в школьную библиотеку и призы для школьных конкурсов – данные решения также принимаются на общем родительском собрании. Впрочем, бывают и незапланированные траты. «Однажды пришлось выплатить 150 тысяч рублей на выплату задолженности за отопление, чтобы в школу пустили тепло. Муниципальных средств на это не было», – уверяют создатели фонда. Родительское сообщество указывает на катастрофическое недофинансирование школ со стороны бюджета.

«После того, как был создан фонд, расходы в целом сократились, уже не было такой бесконтрольной траты денег. Администрация школы старается особо не лезть в наши деньги. Но в целом, школы катастрофически недофинансируются. Родители пытаются решить бюджетные проблемы, сами согласились оплачивать часть расходов самостоятельно. Но почему нас же за это еще и прессуют?» – указывают представители родительского комитета.

Ситуация в целом по городу разнится, отмечают собеседники издания в руководстве одной из школ. Многое зависит также от директора учреждения: например, где-то вообще угрожают, что не выдадут аттестаты. «В каких-то школах «заставляют записываться на обязательные платные кружки». То есть формально сборов нет, однако деньги на оплату охраны и клининга поступают за счет платных услуг», – фиксируют источники издания.

В связи с описанными ситуациями «Правда УрФО» направила официальный запрос в прокуратуру Свердловской области. В пресс-службе ведомства пояснили, что российское законодательство предусматривает оказание благотворительной помощи, однако каждый родитель должен принимать решение самостоятельно. Благотворительные фонды должны вести открытую деятельность, обязательны публикация отчетов на сайте, публичное размещение договоров, а также предоставление квитанций тем, кто уплатил взносы.

Глава департамента образования администрации Екатеринбурга Екатерина Сибирцева

Напомним, ранее «Правда УрФО» подробно рассказывала о сложившейся ситуации в сфере общего образования. Как поясняла глава департамента образования администрации города Екатерина Сибирцева, средств, выделяемых бюджетом, недостаточно для того, чтобы привлечь ЧОПы. Бюджетное финансирование позволяет оплачивать работу лишь штатных сотрудников, например, сторожа, что допустимо для небольших школ, расположенных на удаленных территориях. Однако крупные объекты в центре Екатеринбурга или на гостевых маршрутах должны быть обеспечены полноценной охраной с учетом сложной обстановки и возможности террористической угрозы, считают в мэрии. При этом ответственность за антитеррористические мероприятия чиновники решили переложить на родителей, причем с формулировкой «добровольная спонсорская помощь».

Отметим, также в конце 2017 года в мэрии запустили эксперимент по оплате услуг ЧОПов за счет бюджета. Новая модель обкатывалась на примере школы №25. Чиновники обещали внедрить данную систему и в других общеобразовательных учреждениях. Каковы итоги эксперимента за прошедший учебный год, в администрации города сегодня пояснить не смогли. Неофициально представители департамента образования отмечают, что не в курсе проходящих проверок в создаваемых родителями благотворительных организациях. Тем не менее, чиновники подчеркивают, что это абсолютно законный метод помощи госучреждениям.

Отметим, расходы на образование занимают более 50% бюджета Екатеринбурга. Ежегодно город направляет на эти цели порядка 17 млрд рублей. Как отмечает депутат городской думы Константин Киселев, городской бюджет может финансировать лишь те статьи, которые определены федеральными нормативами. Оплата услуг клининга и ЧОПов в них не входит.

«Федеральный закон прописывает, куда мы можем направить деньги, и куда нет. Школы объективно в силу необходимости не могут финансировать эти расходы. В противном случае чиновников департамента образования привлекут за нецелевое расходование средств. Образование в городе объективно стало лучше, появились новые программы, но часть расходов по-прежнему должны оплачивать родители», – заключил депутат.

«Правда УрФО» будет следить за развитием ситуации.

Фото превью: zyablicev.ru

Следите за новостями «Правды УрФО» в наших соцсетях: Telegram-канале, на Дзене, в Одноклассниках и во ВКонтакте.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости правды
Правда о спорте
Мнения о правде
Правда жизни