Актив Роскосмоса в Челябинской области оставили без денег и новых проектов

Госкорпорация перенацелилась на другие заводы Южного Урала

Невыплаты по контрактам структуре Роскосмоса в Челябинской области вскрыли сомнительные схемы приобретения трамваев для городов России. Для поставки новых вагонов «Усть-Катавского вагоностроительного завода» в Самару соглашение было заключено с «Государственной транспортно-лизинговой компанией», которая, в свою очередь, купила транспорт через третьи руки. Схожая схема была реализована и с заказом из Санкт-Петербурга, где в контракте было задействовано два перекупщика. Тем не менее, неустойку за срыв сроков сдачи заказа, по всей вероятности, придется заплатить УКВЗ, который по сей день не может добиться полного расчета за отгруженную продукцию. Параллельно Роскосмос отказался от идеи вкладывать новые крупные инвестиции в запуск производств на данной площадке. Приоритет был отдан мощностям в городах Челябинской области с перспективой получения льгот, предусмотренных для ТОСЭР.

АО «Государственный космический научно-производственный центр им. М.В. Хруничева» в лице филиала «Усть-Катавский вагоностроительный завод имени С.М. Кирова» с 2017 года не может добиться выплаты 400 млн рублей за поставленные в Самару и Санкт-Петербург трамвайные вагоны. С иском о взыскании долга с заказчика – ООО «Трансмашгрупп» – структура Роскосмоса обратилась в суд еще 11 января, но по сей день предварительное заседание в рамках этого процесса не состоялось. Ответчик в данном споре настаивает на отсрочке, так как на рассмотрении инстанции находится несколько исков к УКВЗ, которому, вероятно, придется заплатить за срыв сроков отгрузки трамваев.

Согласно материалам Арбитражного суда Москвы, власти Самары заключили контракт на поставку подвижного состава из десяти трамвайных вагонов с «Государственной транспортно-лизинговой компанией», которая, в свою очередь, заказала трамваи у ООО «Электротранспорт» (Москва, принадлежит Артему Белякову, ранее предприятие называлось ООО «ТМГ Контракт»), не производящим технику, а лишь оказывающим услуги по продаже и техобслуживанию транспорта. Договор о поставке был заключен еще с одним посредником – ООО «Трансмашгрупп» Дмитрия Фаткуллина, зарегистрированным в Москве в офисе по адресу улица Миклухо-Маклая, 34.

Через этого продавца заказ на 4 трамвая пришел к непосредственному производителю в Усть-Катаве Челябинской области. УКВЗ сорвал сроки сдачи подвижного состава на 42 дня, и ГТЛК выставила первому подрядчику неустойку в 37 млн рублей. Убытки за уплату неустойки взыскали с ТМГ, которая, в свою очередь, выставила счет челябинскому производителю. По решению суда с челябинского предприятия взысканы убытки в размере 7 млн рублей, так как актив Роскосмоса поставлял лишь часть общего заказа ГТЛК. Кроме того, УКВЗ по решению суда придется заплатить неустойку в 4 млн рублей.

По другой, еще более запутанной схеме, ГУП СПб «Горэлектротранс» также подписывало договор поставки трамваев для работы в Санкт-Петербурге с ООО «Электротранспорт», которое за каждый вагон получило 43 млн рублей. Вагоны закупали не только на «Усть-Катавском вагоностроительном заводе». За просрочку в поставке предприятие из Санкт-Петербурга выставило «Электротранспорту» неустойку в размере 89 млн рублей. Компания потребовала от «Трансмашгрупп» покрыть свои убытки на эту сумму, а также выплатить неустойку. По решению суда общая сумма требований составила 120 млн рублей. Ее, а также дополнительную неустойку ТМГ выставила непосредственно производителям трамваев. Подробности этого разбирательства пока не опубликованы в базе суда, однако известно, что активу Роскосмоса придется заплатить «Трансмашгрупп» 19 млн рублей убытка и более чем 3 млн неустойки за срыв сроков поставки.

Вероятнее всего, обе эти неустойки и убытки по обеим поставкам удержат из общей суммы оплаты договора. Впрочем, УКВЗ сможет вернуть часть этих денег, так как ТГМ, вероятно, незаконно откладывала сроки расчета по спорным контрактам. На фоне судебных разбирательств источники, близкие к правительству Челябинской области, рассказали и о других «потерях» УКВЗ.

Фото: «КП»

Так, среди прочего, предполагалось, что в рамках развития моногорода Усть-Катав Роскосмос запустит на предприятии новые виды производства. Речь шла как о специальной, так и о гражданской тематике. На базе УКВЗ даже планировалось организовать кластер транспортного машиностроения с расширенным спектром компетенций. Позже власти Челябинской области решили развивать в городе сельскохозяйственное направление. Здесь будет создан новый агрокомплекс компании «Чурилово», который уже получил поддержку в рамках программы развития моногородов. ТОСЭР в городе было решено не создавать.

«Рассматривали варианты для проектов Роскосмоса, которые не были связаны с действующим производством, но госкорпорацию заинтересовали другие города присутствия в Челябинской области. Сейчас эти вопросы в стадии проработки. Роскосмосу интересен режим ТОСЭР. У них есть новые направления, которые бы они хотели развить, тем более что перед корпорацией стоит задача по конверсии, как и у всех предприятий ОПК. У УКВЗ сейчас гражданская и специальная продукция – практически 50 на 50. По ним задача по увеличению доли гражданской продукции уже выполнена», – обрисовал ситуацию осведомленный источник. Напомним, в Челябинской области расположено 6 предприятий Роскосмоса – в Златоусте, Миассе и Усть-Катаве.

«Правда УрФО» продолжит следить за развитием событий.

Фото превью: cheltv.ru

Следите за новостями «Правды УрФО» в наших соцсетях: Telegram-канале, на Дзене, в Одноклассниках и во ВКонтакте.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости правды
Правда о спорте
Мнения о правде
Правда жизни