Вопрос заключения трехстороннего тарифного соглашения представители Уральской территориальной организации Общероссийского профсоюза авиационных работников готовятся поднять на встрече с министром транспорта Свердловской области Василием Старковым 31 января. Подписания этого документа профсоюз добивается уже несколько лет, однако сталкивается с нежеланием объединиться со стороны работодателей.
«В 2015 году мы обращались через Федерацию профсоюзов (Свердловской области) в правительство региона, чтобы решить вопрос о заключении соглашения. Организации тогда отказались», – поделился председатель уральской организации профсоюза авиационных работников Леонид Прокопкин.
В настоящее время в Свердловской области профсоюз объединяет около 3 тысяч членов в ПАО «Аэропорт Кольцово» (холдинг «Аэропорты регионов»), «Уральском заводе гражданской авиации» (входит в ГК «Ростех»), авиакомпании «Уральские авиалинии» и региональном отделении ДОСААФ России. Наиболее крупные профсоюзные ячейки существуют в аэропорту Кольцово и на УЗГА. Трехстороннее тарифное соглашение описывает основные понятия и положения, на базе которых в дальнейшем на предприятиях формируются колдоговоры. В частности, может указывать уровни средней и минимальной оплат труда, социальных гарантий и другие ключевые моменты. Подобный документ подписывается отраслевыми профсоюзом и министерством (в данном случае Министерством транспорта Свердловской области) и объединением работодателей.
«Трехстороннее соглашение – основа для колдоговоров. Без него получается, что договоры разношерстные, составляются на предприятиях в индивидуальном порядке – кто как договорится. Где-то лучше, где-то хуже. Сейчас его нет на региональном и федеральном уровнях. Лет 5 назад оно было, но структура, подписывавшая его со стороны работодателей, с тех пор поменялась», – поясняет Леонид Прокопкин.
Как поясняют в Федерации профсоюзов Свердловской области (ФПСО), для участия в тарифном соглашении со стороны предприятий необходимо создать общественное объединение, которое, в свою очередь, и станет третьей стороной подписания.
«Возможно, работодатели опасаются, что если войдут в общественную организацию, появятся люди, которые будут задавать вопрос о минималке, социальных ориентирах предприятий», – считает заместитель председателя ФПСО Алексей Киселев.
Впрочем, у работодателей своя точка зрения на сотрудничество с представителями трудящихся. «Мы сотрудничаем со всеми образовательными и спортивными учреждениями на уровне соглашения с ФПСО. По-моему, не надо перенапрягаться и создавать еще организации. Мы готовы сотрудничать с отраслевым профсоюзом в индивидуальном режиме. Что касается других предприятий, тут сложная ситуация – они подчинены разным структурам», – описывал позицию руководитель регионального отделения ДОСААФ Аркадий Воробкало.
В «Уральских авиалиниях» заявили, что не смогут дать ответ о возможности создания отраслевого объединения работодателей, в УЗГА в течение дня не отвечали на звонки, а в Кольцово сегодня не ответили на запрос.
Отметим, что трехстороннее отраслевое соглашение отсутствует и в Свердловской областной организации профсоюза трудящихся авиационной промышленности, объединяющей более 18 тыс. сотрудников на таких предприятиях, как «ВСМПО-Ависма», «Машиностроительный завод имени Калинина», НПП «Старт», «Каменск-Уральский литейный завод».
«Отраслевого регионального соглашения у нас нет, но его не мешало бы заключить. Оно есть на федеральном уровне, но надо учитывать, что положение в регионах отличает разный уровень жизни и развития промышленности. Например, соглашение указывает, что средняя зарплата в отрасли должна быть не меньше четырех прожиточных минимумов по региону. Мы бьемся и за то, чтобы доплаты за вредность не входили в минимальную оплату труда», – рассказал «Правде УрФО» председатель областной организации профсоюза трудящихся авиационной промышленности Олег Терентьев.
В Союзе предприятий оборонных отраслей промышленности Свердловской области препятствий для заключения трехстороннего соглашения с отраслевым профсоюзом и региональным Министерством промышленности и науки не увидели. «Профсоюзы к нам не обращались лет десять. Инициатива таких соглашений всегда шла от них. Если профсоюзы к нам не обращаются, как же мы его заключим? С профсоюзом мы регулярно общаемся. Председатель ходит к нам на совещания, вопросов не задает», – сказал исполнительный директор органа Владимир Кукарских.
В профсоюзе работников авиационной промышленности текущие проблемы также готовятся обсудить со свердловским Минпромом 31 января.
«Правда УрФО» продолжит следить за развитием событий.
Фото превью: radikal.ru