УЗТМ уговорил партнеров таможни на рекультивацию

«Уралмашзаводу» придется дважды оплатить проект рекультивации шламохранилищ в Екатеринбурге

Логистический комплекс, принадлежащий посредникам таможни, стал камнем преткновения для экологических планов УЗТМ. Природоохранная прокуратура еще в 2012 году через суд обязала «Уралмашзавод» рекультивировать шламохранилище, которое по наследству досталось предприятию от советского промышленного гиганта. Рядом с Калиновскими разрезами до 1995 года завод складировал отходы газоочистки литейного производства. УЗТМ в 2009 году разработал проект по реабилитации площадки, но не смог его реализовать, так как в начале 90-х подъезд к промобъекту перешел в частные руки. Представители грузового терминала отказывались пускать тяжелую технику через свою территорию, и даже вмешательство прокуратуры и приставов не продвинуло решение проблемного вопроса. Все же спустя несколько лет машиностроителям удалось договориться с владельцами терминала, однако за это время устарел сам проект. Теперь компания вынуждена заново разрабатывать документацию для рекультивации шламовых полей. УЗТМ полагает, что уже до конца года избавит Екатеринбург от проблемной точки на экологической карте города.

В администрации Екатеринбурга сегодня состоялись первые в этом году публичные слушаия по проекту рекультивации шламовых полей ПАО «Уральский завод тяжелого машиностроения» (УЗТМ). Шламохранилища расположены в 1 километре от поселка Калиновка (северо-восточная окраина Екатеринбурга) на левом берегу реки Камышенка (неподалеку от Калиновских разрезов). Объект размещения отходов построен еще в 1970 году, а захоронения там прекратили в 1995. Общий объем накопленных шламов превышает 2,2 млн тонн, и согласно официальному реестру объектов размещения промышленных отходов, предприятие складировало здесь отходы от газоочистки литейного производства, которые имеют четвертый класс опасности.

Река Камышенка

Фото: medved-centr.ru

Как ранее сообщала «Правда УрФО», заказ на разработку документации получил пермский «Проектный институт экологии и природопользования» (ПИЭП). Соответствующий тендер расторгован в июле 2017. Территория (принадлежит администрации Екатеринбурга) после реализации проекта рекультивации должна быть вовлечена в хозяйственный или промышленный оборот.

Заместитель директора ПИЭП по проектированию Яков Шимкин рассказал, что летом 2017 года были проведены инженерные изыскания на территории шламохранилищ. Одно из них затоплено водой. Специалисты лаборатории ЦЛАТИ по УрФО сделали заборы проб донных отложений, а также почвы неподалеку от территории складирования отходов. Анализ показал, что и в тех, и в других пробах в наличии превышение по содержанию меди и цинка. «По остальным показателем превышений нет, что говорит о безопасности донных отложений, так как они соответствуют общему состоянию почв в этой местности», – пояснил разработчик проекта.

По словам Шимкина, стоимость реализации проекта составит чуть более 12 млн рублей. Планируется, что вода из шламового амбара будет выкачана и передана для очистки на Северную аэрационную станцию ЕМУП «Водоканал». Дальше шламохранилища засыплют песчано-глиняной прослойкой, торфом и землей. На месте бывшего промобъекта по контракту с УЗТМ высадят растения и деревья.

Примечательно, что само юридическое лицо «Уральский завод тяжелого машиностроения» создано только в 2006 году, то есть через 11 лет после завершения складирования производственных отходов. В 2012 году, так как УЗТМ является правопреемником знаменитого в советские годы «Уралмашзавода», свердловская природоохранная прокуратура через суд обязала предприятие рекультивировать шламовые амбары.

«Являясь законопослушным предприятием, ПАО «Уралмашзавод» при поддержке «Газпромбанка» еще в 2010 году разработало проект рекультивации данного участка земли, и в 2013 году бюджет был утвержден. Завод никогда не отказывался от своих обязательств и готов приступить к реализации проекта. Источник финансирования определен», – заявил официальный представитель УЗТМ.

По его словам, задержка в старте реализации проекта была связана с «невозможностью доступа промышленной техники на территорию объекта». Дорога, которая ведет к шламохранилищам, сегодня является частной собственностью ЗАО «Уральский транспортно-технологический комплекс» (принадлежит Геннадию и Олегу Широковым). Они построили на этой территории грузовой терминал, работают таможенными посредниками по оформлению грузов, тяжелую технику через свою территорию пускать не хотели, хотя земля, где они работают, де-юре, принадлежит городу, который передал им площадку в аренду. Владельцы компании в течение нескольких лет отказывались открыть проезд для тяжелой техники, причем не удалось решить ситуацию даже после вмешательства прокуратуры и службы судебных приставов.

«Многочисленные переговоры с Геннадием Широковым заканчивались отказом. Лишь в декабре 2016 года удалось добиться разрешения на проезд», – пояснил представитель «Уралмашзавода», пояснив, что теперь компания вынуждена разрабатывать новый проект.

Заместитель генерального директора ООО «Управляющая компания «УЗТМ-Картэкс» Андрей Кузнецов рассказал «Правде УрФО», что компания рассчитывает завершить проект уже в текущем году. Общий срок рекультивации по заверениям подрядчика составляет около 3 месяцев. «Все будет зависеть от того, как быстро проект пройдет госэкспертизу. Деньги на его реализацию в инвестиционную программу 2018 года уже заложены», – подчеркнул Кузнецов.

В настоящее время «Уралмашзавод» не нуждается в собственных шламохранилищах, так как на заводе больше не работает литейное производство – оборудование и функционал по литейке был передан на специализированную площадку другого дочернего общества «Газпромбанка» в Ленинградской области. В настоящее время ООО «ОМЗ – Литейное производство» (Колпино), как и УЗТМ, входит в единую группу предприятий, которой руководит ООО «Управляющая компания «УЗТМ-Картэкс». Оборудование завода в Колпино позволяет производить крупное литье, аналогов которому нет в России. К примеру, доля крупного литья в экскаваторах «Уралмашзавода» составляет 15%, в горном оборудовании достигает рекордных 80%.

«Правда УрФО» продолжит следить за развитием событий.

Фото превью: gelio-nsk.livejournal.com

Следите за новостями «Правды УрФО» в наших соцсетях: Telegram-канале, на Дзене, в Одноклассниках и во ВКонтакте.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости правды
Правда о спорте
Мнения о правде
Правда жизни