Минфин забирает деньги у челябинских чиновников и госучреждений. А Дубровский получит дополнительных 5 миллиардов

Челябинская область планирует прирост экономических показателей

Политика федеральных властей в бюджетном и налоговом законодательстве лишит регионы УрФО в следующем году миллиардов рублей, и параллельно официальная Москва урежет поддержку субъектов, демонстрирующих рост экономики. Так, для Челябинской области заметно сократится объем дотации на бюджетное вырывание. В условиях жесткой экономии, когда социальные расходы остаются неприкосновенной статьей, региональные власти Южного Урала ищут новые источники доходов и механизмы оптимизации уже намеченных и прогнозных затрат. Усиление контроля коснется высокодотационных муниципалитетов и учреждений госсектора, которым уже отказывают в каждой третьей финансовой заявке. Пока, как утверждают в областном Минфине, секвестр расходов не предусмотрен, но в случае изменения ситуации под нож будут пущены бюджеты развития. Об итогах 2017, федеральной поддержке и распределении бюджетных средств на ближайшие три года в интервью «Правде УрФО» рассказал министр финансов Челябинской области Андрей Пшеницын.

«Правда УрФО»: В сентябре вы говорили, что 2017 год область может закончить без дефицита. Насколько оправдались прогнозы?

Министр финансов Челябинской области Андрей Пшеницын: Наши прогнозы оправдываются. Результаты 11 месяцев и расчет ожидаемого исполнения бюджета в декабре показывают, что по итогам года сложится профицит более 3 млрд рублей, за счет которого мы погасили имеющиеся банковские кредиты. Исходя из цифр, есть надежда, что профицит будет еще больше – порядка 5 миллиардов за счет поступлений в декабре. Полученные остатки будут пущены на покрытие дефицита в следующем году. В последний раз с профицитом мы заканчивали 2012 год. Тогда превышение составило 975 миллионов.

Министр финансов Челябинской области Андрей Пшеницын

Фото: znak.com

«Правда УрФО»: Федеральные финансовые власти идут по пути сокращения поддержки регионов, демонстрирующих более-менее стабильные экономические показатели. Например, Тюменская область говорит о потере десятков миллиардов в результате изменений бюджетного и налогового законодательства. Для Челябинской области на 2018 год планировалось сокращение поступлений из федерального бюджета. По вашим оценкам, продолжится ли данный процесс, и не приведет ли это к усилению бюджетных дисбалансов?

Андрей Пшеницын: Взаимоотношения с регионами претерпевают те или иные изменения постоянно. С одной стороны, меняется налоговое законодательство, что отражается на доходной базе, с другой, корректируются методики расчета финансовой помощи.

Что касается налогового законодательства, то для Челябинской области последствия его изменения на 2018 год носят разнонаправленный характер. Есть такие, которые увеличат доходы областного бюджета, как, например, рост региональной части акцизов на алкоголь, ставок акцизов на бензин. Но есть и решения с противоположным эффектом. Это централизация на федеральный уровень одного процента налога на прибыль, которая сохранится до 2020 года и обернется для нас выпадающими доходами в сумме около 3 млрд рублей в 2018 году.

Частично смягчить негативные последствия этого решения призван новый механизм. В 2018 году между регионами, которые увеличили поступления по налогу на прибыль, планируется перераспределить федеральную часть прироста соответствующих доходов. Но поступать она будет уже в виде дотации на сбалансированность.

Если говорить о финансовой помощи из федерального бюджета, то на следующий год нам сокращена дотация на выравнивание, и отчасти это связано с объективными экономическими показателями, на основе которых она рассчитывается. Увеличилась собственная доходная база – уменьшилась потребность в помощи со стороны центра. Здесь все объяснимо. Но есть изменения в подходах Минфина РФ к расчету дотаций, которые пока нам до конца не понятны.

С 2017 года в методике распределения дотаций появился новый инструмент – «модельный бюджет», на основе которого распределяется около 30% объема выплаты на выравнивание бюджетной обеспеченности. Расчетный минимальный уровень обязательных расходов региональных бюджетов сравнивается с прогнозируемыми доходами субъекта. Мы считаем, что в результате такого подхода реальная потребность регионов в средствах искажается. В частности, для Челябинской области в настоящий момент она занижена.

Из этих примеров видно, что финансовые потоки перенаправляются по разным руслам, и общий баланс для нас складывается пока отрицательно. Тем не менее, речи о рисках выполнения социальных обязательств не идет. Это безусловный приоритет, который будет финансово обеспечен в любом случае.

«Правда УрФО»: При учете достаточно сдержанного роста расходов на ближайшие годы и постоянно увеличивающихся социальных обязательствах какие статьи максимально подвергнутся секвестру?

Андрей Пшеницын: На среднесрочную перспективу вопрос о секвестировании расходов регионального бюджета не стоит. Правительством и депутатами области ведется работа по повышению эффективности расходов, а также увеличению доходов бюджета, что позволяет, наоборот, перевыполнять наши сдержанные прогнозы – досрочно гасить кредиты, уменьшать дефицит. В случае, если необходимость пересматривать расходы когда-то возникнет, в первую очередь, это коснется капитальных вложений, так называемых разовых расходов и трат, не носящих первоочередной характер. Сокращаться будут бюджеты развития.

«Правда УрФО»: Как тогда выйти из ситуации, когда у способных на рост экономики территорий средства, с одной стороны, оттягиваются в пользу федерации, с другой, в случае чего сокращаются именно бюджеты развития, а дотационные субъекты продолжают поглощать миллиарды рублей?

Андрей Пшеницын: Это сложный вопрос. Есть такая теория, что необходимо вкладывать в «точки роста». Впрочем, когда происходит такая дискуссия, достаточно только одного вопроса. Что делать с Конституцией, которая предполагает равные права? Всегда забирали и будут забирать. Помогают – бедным. Другое дело, нужна серьезная стимуляция для этих территорий.

Фото: bfm74.ru

«Правда УрФО»: Еще один момент, на который обращали внимание федеральные эксперты – сокращение объемов средств бюджета, направляемых на софинансирование расходных обязательств субъектов, что является демотивирующим фактором для развивающихся регионов.

Андрей Пшеницын: Объем именно целевых федеральных средств для Челябинской области на 2018 год не сокращен, а увеличен на 18% и составит 12,9 млрд рублей. Появятся и новые направления федерального софинансирования. В целом уровень перечислений из центра также не снизится. Общий объем средств, предусмотренных для нашего региона из федерального бюджета, в 2018 году имеет положительную динамику – 4% к первоначальным прогнозам текущего года.

«Правда УрФО»: Самый незначительный рост доходов бюджета планируется на 2019 год – 0,1%. C чем связан такой прогноз?

Андрей Пшеницын: Эта динамика обусловлена исключительно объемами федеральных средств, часть которых на среднесрочную перспективу просто пока не распределена по регионам. Если смотреть собственные налоговые и неналоговые доходы региона, то по ним запланирован достаточно равномерный прирост на уровне около 5% в год.

«Правда УрФО»: Среди проблемных моментов в презентации проекта областного бюджета на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов указано низкое качество планирования расходов госучреждениями. Какие меры будут приняты, чтобы нивелировать этот негативный фактор?

Андрей Пшеницын: В первую очередь, следует сказать, что ответственность за качество планирования расходов, осуществляемых за счет бюджетных средств, несут непосредственно руководители учреждений. А регулирующие и контролирующие этот процесс функции выполняют отраслевые министерства и ведомства.

Небольшой круг контрольных полномочий, которые позволяют следить за закупками на уровне госучреждений, с 2017 года получило и Министерство финансов области. С текущего года все закупки учреждений и министерств мы проверяем на наличие соответствующего финансового обеспечения. То есть траты, которые не подкреплены наличием денег в бюджете, теперь вообще возникнуть не могут. Хотя попытки включить их постоянно встречаются. Например, учреждения составляют планы закупок на сумму больше той, что утверждена для них в бюджете. За текущий год Минфином области отклонен каждый третий поступивший на проверку соответствующий документ.

Та ситуация с просроченной кредиторской задолженностью учреждений здравоохранения, которая сегодня имеет место, связана в основном с долгами прошлых лет. Кроме того, в ежеквартальном режиме Минфин области ведет мониторинг качества управления финансами на всех стадиях бюджетного процесса в разрезе министерств и ведомств.

Анализируется целая система из 49 показателей, часть из которых характеризуют уровень финансового планирования. Результаты этого мониторинга позволяют четко видеть недостатки работы главных распорядителей и, соответственно, дают возможность устранять их. Также они влияют на рейтинг эффективности работы руководителей органов власти, который использует губернатор при принятии тех или иных решений.  

«Правда УрФО»: Какие меры планируется применять в отношении высокодотационных муниципалитетов, которые не хотят или не могут зарабатывать самостоятельно?

Андрей Пшеницын: Финансовая политика правительства области в отношении высокодотационных территорий заключается в том, чтобы создать для них стимулы увеличивать доходы. Ежегодно каждый такой муниципалитет подписывает с Минфином области соглашения, где берет на себя целый ряд обязательств по повышению эффективности расходов, увеличению доходов местных бюджетов.

С 2018 года эти меры будут дополнены новыми условиями, которые должны сделать нахождение территории в статусе дотационной еще менее выгодным. В частности, будут введены ограничения на размер зарплаты руководителей всех уровней – от главы территории до муниципальных учреждений, на приобретение транспорта для администрации, на любые инвестиционные расходы, а также на осуществление коммерческих займов в зависимости от уровня ставок по ним.

Если эти ограничения не будут выполняться, финансовая помощь из области этим муниципалитетам сократится, а уже полученные средства местный бюджет должен будет вернуть.

«Правда УрФО» продолжает наблюдать за бюджетным процессом на Южном Урале.

Фото: otzovik74.ru

Следите за новостями «Правды УрФО» в наших соцсетях: Telegram-канале, на Дзене, в Одноклассниках и во ВКонтакте.

1 комментарий к “Минфин забирает деньги у челябинских чиновников и госучреждений. А Дубровский получит дополнительных 5 миллиардов”

  1. Геннадий

    Профицит 5 ярдов это серьезно. А федерация после этого не порежет окончательно субсидирование. 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости правды
Правда о спорте
Мнения о правде
Правда жизни