Мэрия Екатеринбурга модернизирует общественный транспорт в судах

Чиновники ждут компенсаций от области и отказывают в субсидиях перевозчикам

Власти Екатеринбурга возвращают в публичную повестку тему компенсации провоза льготников. На этот раз Общественная палата города намерена выйти к руководству региона с требованием предоставить средства на эти цели из областного бюджета. Вместе с тем, за последние два года мэрия уже выстроила судебную практику по отказам в выплате компенсаций убытков перевозчиков. Чиновники ссылаются на финансовую непрозрачность транспортных компаний, которые в свою очередь заявляют об угрозе банкротств от растущих убытков. В то же время за последние несколько лет ни один частный перевозчик не ушел с рынка. Более того, компании пытаются диктовать свои правила игры, бойкотируя торги на обслуживание маршрутов. Представители городской администрации, тем не менее, намерены встроить существующий транспортный бизнес в новую систему управления перевозками.

Сегодня ситуацию, сложившуюся в сфере городского общественного транспорта, обсудила профильная комиссия Общественной палаты Екатеринбурга. Ее члены намерены запустить очередные обращения в адрес субъекта с просьбой рассмотреть вопрос компенсации затрат муниципального бюджета за проезд областных и федеральных льготников. Администрация Екатеринбурга ежегодно выделяет на это из городского бюджета порядка 700 млн рублей. В последние два года изменилась лишь формулировка – вместо средств на организацию проезда льготных категорий граждан мэрия выделяет субсидии на компенсацию убытков городских перевозчиков. При этом, как показывает судебная практика, мэрия умело доказывает в судах, что убытков нет.

Глава комитета по транспорту администрации Екатеринбурга Игорь Федотов

Фото: специальный.екатеринбург.рф

«С октября 2015 года субсидии перевозчикам на возмещение части затрат на перевозку льгот перешли на компенсацию убытков по всем льготникам. Получение их носит заявительный характер, и среди условий – соответствие перевозчика выдвигаемым требованиям, а также заключение соглашения о получении субсидии, которое необходимо подписать перед началом каждого календарного периода», – рассказал сегодня в ходе заседания комиссии Общественной палаты глава комитета по транспорту администрации Екатеринбурга Игорь Федотов.

При этом без согласия на финансовый контроль и проведение проверок со стороны комитета по транспорту выплаты получить невозможно. В мэрии заявляют, что на сегодняшний день все субсидии выплачиваются в соответствии с действующим положением. Вместе с тем сами перевозчики сигнализируют о постоянной недостаче средств. По словам одного из руководителей транспортных компаний, его бизнес находится практически «в состоянии банкротства из-за того, что администрация города отказывается выплачивать компенсации».

Отметим, ранее суд удовлетворил иски ряда перевозчиков к администрации города по взысканию компенсаций или по оспариванию соответствующих решений комитета по транспорту. Однако затем судебная практика изменилась, и перевозчикам начали отказывать в исках против администрации. Так, ООО «Уралтрансгрупп» не смогло взыскать 22 млн рублей с Департамента финансов мэрии. Аналогичная судебная практика сложилась у ООО «Декар», которому во всех инстанциях было отказано в получении субсидий за 4 квартал 2015 года. Также не смогло выиграть у мэрии 35 млн рублей ООО «Авто-ном». Успешная судебная практика сложилась лишь у ООО «Форт-Транс» – осенью арбитражные суды признали незаконными ряд решений администрации об отказе в предоставлении субсидий.

В администрации Екатеринбурга в заявлениях перевозчиков о вероятности разорения усматривают лукавство. По словам Игоря Федотова, со стороны предприятий зачастую идет сокрытие финансовых показателей. При этом ни одного банкротства компаний не было, с рынка никто из действующих игроков не уходит.

«Для получения компенсации перевозчики должны предоставить большой пакет документов по убыткам, мы их внимательно проверяем. Часто бывает так, что компания заявляет, будто за наличку осуществляет 15% перевозок, а по факту мы видим, что 60-70%, – идет сокрытие доходов. Или заявляют зарплату в 6 тысяч рублей, а по факту в разы больше – это подтасовывание документов», – отметил Игорь Федотов.

Примечательно, что коммерческие перевозчики уже начали диктовать свои условия даже на торгах. Так, в последние аукционы мэрия закладывала требование включить как минимум один низкопольный автобус на маршрут, транспортное средство также должно быть окрашено в зеленый цвет. Перевозчики массово отказывались от лотов, «демонстрируя сговор и пытаясь продавить свои условия», отмечают в комитете по транспорту.

Несмотря на успешную судебную практику мэрии по отказам в компенсации, представители Общественной палаты Екатеринбурга предложили обратиться к региональным властям в очередной раз с требованием выделить средства областного бюджета. Отметим, на данный момент в городском общественном транспорте обслуживается 44 категории льготников: 50% муниципальных и 50% – областных и федеральных.

«Постановление в 2009 году говорило, что администрация Екатеринбурга компенсирует расходы транспортникам в качестве дополнительной меры социальной нагрузки за все три регистра льготников, сейчас формулировка другая – средства направляются не на финансирование льготного проезда, а на компенсацию убытков транспортников. Надо возобновлять переговоры с областью. Почему мы платим за убытки транспортникам от всех льготных категорий? Это неправильно», – заявила представитель Общественной палаты города Екатерина Петрова.

Общественница предложила направить письмо губернатору Евгению Куйвашеву и в Министерство финансов области, однако коллеги ее не поддержали, заявив, что «получат очередной отказ». На текущий момент общественники договорились обратиться к коллегам в Общественную палату Свердловской области.

Мэрия Екатеринбурга тем временем намерена встроить частников в единую систему. В частности, в связи с последними изменениями в законодательстве, 100% перевозчиков должны быть заведены в систему «Центра управления перевозками» (МБУ «Центр организации движения), в связи с чем информация о передвижениях всех транспортных средств будет доступна онлайн и в мобильном приложении ЦУП. На данный момент система уже работает в тестовом режиме на сайте маршрут.екатеринбург.рф. В ней зарегистрировано 80% перевозчиков города. Впоследствии данные появятся также в сервисе 2Gis. С компанией «Яндекс» в мэрии о создании подобного сервиса не договорились.  

Кроме того, в следующем году возобновится работа по отторговке 6 лотов на 19 маршрутов общественного транспорта. В этом году удалось провести конкурс только по одному лоту на два маршрута – 022 и 054. еще по пяти торги заблокировало УФАС. Также мэрия обещает обустроить 40 новых остановок общественного транспорта и обособить 14 участков полос для движения общественного транспорта.

Примечательно, что уже в декабре может быть утвержден новый повременной тариф – на 30 или 60 минут – совещание по этому вопросу пройдет 15 декабря. Чиновники мэрии подчеркивают, что в целом транспорт города уже готов к внедрению новой маршрутной схемы, реализацию которой должны были запустить летом этого года, однако отложили до 2019 года. Предварительные результаты тестирования повременного тарифа не выявили технических проблем лаже в условиях работы с коммерческими перевозчиками (всего участвовало 14 транспортных компаний, обслуживающих 22 маршрута). Однако запуск новой транспортной схемы зависит от политической воли, резюмируют в мэрии.

«Правда УрФО» будет следить за развитием ситуации.

Фото превью: ngzt.ru

Следите за новостями «Правды УрФО» в наших соцсетях: Telegram-канале, на Дзене, в Одноклассниках и во ВКонтакте.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости правды
Правда о спорте
Мнения о правде
Правда жизни