Начальник Кольцовской таможни имени В.А. Сорокина Вадим Вайгульт покинет свой пост в середине декабря. В текущее время руководитель подразделения УТУ, которое таможенники считают «витриной» всего Уральского управления, находится в отпуске, и на работу уже не вернется. Как сообщили изданию источники в самой таможне, «официально решение об уходе Вадим Вайгульт принял самостоятельно».
Сегодня осведомленные участники рынка говорят, что к отставке таможенника с более чем 20-летним опытом работы вынудили «обстоятельства, свидетельствующие не в его пользу». Конкретизируя, собеседники агентства рассказывают об инциденте, зафиксированном в начале ноября на складе временного хранения, принадлежащем одной из крупных карго-фирм уральского региона.
«Вайгульт, конечно, не сам принял решение покинуть пост. Можно сказать, что его подставили. Недавно в Кольцово прибыла очередная карго-партия товаров народного потребления, которую получатели разместили на собственном складе компании AVSLogistic (входит в AVSGroup, подконтрольную депутату и бизнесмену Валерию Савельеву. – Прим. ред.) на улице Бахчиванджи. И там, пока еще шло оформление, как рассказывают, активно стали менять товары. Вместо брендовых, требующих разрешения на ввоз от правообладателей товарных знаков и прочих обязательных документов, в партию добавили обычное шмотье. Чтобы по количеству и весу соответствовало. А в это время операцию проводили представители столичного ГУБК ФТС, которые все это и накрыли. Сейчас сложно сказать, знали о присутствии сотрудников управления по борьбе с контрабандой каргисты и таможенники или нет. Факт остается фактом. Естественно, что ответственность за все происходящее в таможне, за любое ЧП ложится на руководство. И, как рассказывают, в ГУБК дали ясно понять: если прохлопали, значит, есть сомнения в профпригодности, а если знали, тогда вообще должны быть посадки», – рассказал «Правде УрФО» один из участников рынка.
Коллеги Вайгульта, много лет работающие в Кольцовской таможне, вспоминают, что подобные ситуации возникали и ранее. Визиты силовиков, включая сотрудников ФСБ и Уральской оперативной таможни, уже заканчивались серьезными последствиями для местных подразделений.
«Если посмотреть назад, то первые «акции» происходили еще в 90-е годы и также касались грузов, ввозимых карго-компаниями. Был случай, когда из отдела досмотра уволили сразу несколько человек. Таможенники не заметили, как с летного поля, лишь номинально заехав на склад, выехало сразу несколько фур с товаром. Даже пломбы, поставленные после разгрузки борта, сняты не были. При этом товары тогда практически в стопроцентном объеме шли через досмотры. В дальнейшем внимание оперативников периодически также концентрировалось на этих операциях. Так что ничего принципиально нового не происходит», – говорит представитель одной из брокерских компаний региона.
При этом о самом Вадиме Вайгульте участники рынка отзываются как о профессионале высокого уровня и порядочном человеке: «Скорее, в данном случае, можно говорить, что он стал жертвой обстоятельств и даже разменной фигурой в аппаратных играх».
«Сейчас досмотры проводятся редко. Для этого необходимо, чтобы сработала ведомственная система рисков. Если же «машина» рисков не видит, то и досматривать таможенники права не имеют. Акценты смещаются на постконтроль, проверку товаров после их выпуска. Эту конкретную поставку, вероятно, изначально вел ГУБК, представителей которого, думаю, предупредили заранее о возможности нелегальных операций. Сам Вайгульт мог по вышеуказанным причинам вообще быть не в курсе происходящего. Он 20 с лишним лет в таможенных органах, долго работал и в Кольцово, но на пассажирском секторе, а там совсем другая специфика. Управленческий опыт получал в Магнитогорской таможне, а после ее ликвидации вернулся в Екатеринбург. Здесь, скорее, у компетентных органов могут возникнуть вопросы к подразделению, которое должно следить за размещением товаров под таможенным контролем на складах, принадлежащих коммерческим структурам», – полагает собеседник издания в фискальном ведомстве.
Дальнейшая судьба Вадима Вайгульта на данный момент остается неизвестной, однако, как говорят источники издания, вполне вероятно, с учетом предыдущей безупречной репутации ему предложат вариант с продолжением службы в одном из структурных подразделений УТУ на должности, не предполагающей высокой степени ответственности. Однако, как оговаривается инсайдер, «неизвестно, насколько сам руководитель посчитает такой карьерный виток приемлемым для себя, и удастся ли его перевод вообще согласовать с боссами управления». В то же время для единственной на территории УрФО таможни, почти исключительно ориентированной на оформление товаров, доставляемых воздушным транспортом, актуальным становится вопрос, кто в середине декабря займет кресло ее начальника.
«Здесь может быть несколько вариантов. Сейчас первым замом Вайгульта является Максим Горб, отвечающий за экономику. Его карьера идет по восходящей, и не исключено, пост начальника Кольцовской таможни станет следующей ступенькой. Это было бы логично. Но есть и такой нюанс. Исторически сложилось, что на пост главы этого таможенного органа назначались выходцы с «пассажирки» (таможенный пост Аэропорт Кольцово (пассажирский), находящийся в подчинении Кольцовской таможни. – Прим. ред.). Там в свое время работали и Вайгульт, и нынешний заместитель начальника УТУ по экономике Сергей Абросимов, также затем на протяжении нескольких лет возглавлявший Кольцовскую таможню. Сейчас этим подразделением руководит Дмитрий Шишкин. Он возглавил пост в начале текущего года в ходе кадровой ротации, на которую повлиял скандал со вскрывшимися нелегальными поставками ювелирных изделий. В пользу Шишкина может говорить опыт работы во главе Южно-Уральского таможенного поста – Центра электронного декларирования. А именно на усиление роли таких центров направлена новая стратегия ФТС. Впрочем, в таможню могут перевести и человека из другого органа и даже из другого региона, если так решат в ФТС. Такое в истории Кольцово тоже бывало, хотя ничем хорошим не заканчивалось. К примеру, выходец из ЯНАО Александр Чепкасов большую часть времени «решал дела» в кабинете, сотрудники его и не видели, а в 2009 году, после инцидента, как рассказывают, связанного с дракой, уехал в Югру, где вскоре стал главой Департамента госзаказа», – говорит собеседник издания в фискальном ведомстве.
Начальник Кольцовской таможни имени В.А.Сорокина Вадим Вайгульт
Но, к прочему, источники агентства подчеркивают, что выгодоприобретателем от смены власти в Кольцовской таможне, хотя и косвенно, способен стать и новоназначенный глава Уральского таможенного управления Максим Чмора. Назначенцу важно проявить себя в глазах шефа ФТС Владимира Булавина.
«Не секрет, что в ФТС всегда конкурируют две линии – финансисты-фискалы и силовики. В разное время берет верх то одна, то другая группа. Предыдущий глава службы, Андрей Бельянинов, хотя и служил в КГБ, в дальнейшем ушел в банковскую сферу. Новый руководитель – Владимир Булавин, выходец из ФСБ. Он сам признавал, что таможня для него – сфера новая, а главной задачей, помимо пополнения бюджета, называл беспощадную борьбу с коррупционными проявлениями. Пост начальника УТУ «разыгрывали» долго. Планировали вернуть из Москвы Алексея Кизерева, но тот на Урал ехать не хотел и в итоге покинул таможенные органы в связи с утратой доверия. Чмора в числе фаворитов изначально не был, однако потом Булавин решил подписать приказ о его назначении, хотя его, как говорят, ментор, бывший глава управления Вячеслав Голоскоков вышел из доверия и уехал, хоть и в столицу, но с понижением. И сейчас Чморе крайне важно доказать свою состоятельность как руководителя крупнейшей структуры ФТС. В данном случае инцидент на складе – как нельзя кстати», – высказывает личную точку зрения один из участников рынка внешней торговли.
Со своей стороны агентство направило на имя Максима Чморы официальный запрос, в котором попросило руководителя УТУ проинформировать о мерах дисциплинарного характера в отношении должностных лиц Кольцовской таможни, виновных в нарушении законодательства, а также причастных к возбуждению административных либо уголовных дел.
«Правда УрФО» продолжит следить за развитием событий.