Тюменским чиновникам не хватает двух миллиардов на особняки

В областной столице участились возгорания памятников исторического наследия

Регулярные возгорания исторических особняков в центре Тюмени вызвали широкий резонанс среди населения и привлекли внимание правоохранительных и надзорных органов. Только за последние месяцы в областном центре полностью или частично выгорели три объекта историко-культурного наследия – дом мещанина Ивана Замятина, особняк рыботорговца Трофимова и жилое здание, принадлежавшее купцу Жернакову. В качестве одной из возможных причин серийных ЧП практически сразу была озвучена борьба застройщиков за сверхдоходную землю в центре Тюмени. Впрочем, эксперты не склонны считать ее основной – специалисты и представители депутатского корпуса говорят о недостаточном контроле со стороны ответственных структур и ставят вопрос об эффективности использования бюджетных миллионов, стабильно выделяемых на сохранение объектов архитектурного наследия. Разбирая ситуацию, аналитики приходят к неутешительным выводам и высказывают опасения, что «из-за качества работ по консервации и охране уникальных объектов город еще не раз увидит пылающие особняки».

Контрольно-надзорные и силовые ведомства Тюменской области устанавливают причины пожаров, произошедших за последние месяцы сразу в нескольких исторических особняках, расположенных в центре Тюмени. В результате инцидентов значительный ущерб был нанесен строениям, входящим в список объектов историко-культурного наследия – дому туринского мещанина Ивана Замятина на улице Первомайской, особняку рыботорговца Трофимова на улице Осипенко и жилому зданию, принадлежавшему купцу 1-й гильдии Жернакову, на улице Орджоникидзе. Как утверждают собеседники издания, первые два строения были расселены и находились в заброшенном состоянии, а дом Жернакова в момент возгорания реконструировало ООО «Мегаполис-Сервис», вложившее в работы около 33 млн рублей.

Пожар в доме рыботорговца Трофимова на улице Осипенко

Фото предоставил Дмитрий Горин

Отметим, что сразу после происшествий в медиа и социальных сетях появилось несколько версий причин ЧП. В качестве одной из основных высказывалась борьба застройщиков за привлекательные участки земли в центре Тюмени. Впрочем, собеседники издания и опрошенные эксперты считают эти предположения несостоятельными. Так, данные по одному из инцидентов уже озвучила прокуратура.

«Здесь находится памятник архитектуры регионального значения – дом купца Жернакова. В июле произошел пожар, сильно повредивший здание. По этому факту была проведена проверка. Согласно заключению экспертов, причиной возгорания стало короткое замыкание во время реставрационных работ. Слова о целенаправленном поджоге не имеют под собой основания. В отношении директора ООО «Мегаполис-Сервис», занимавшегося восстановлением особняка, было возбуждено дело по части 4 статьи 7.13 КоАП РФ («Неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом возложенных на него должностных обязанностей, повлекшие причинение вреда объекту культурного наследия…, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния». – Прим. ред.). Наказание предусматривает штраф от 100 до 600 тысяч рублей. Директор фирмы сейчас оспаривает это решение, рассмотрение перенесено на 1 ноября. По другим двум пожарам проверки еще не завершены, но, вероятно, там тоже не идет речь о намеренных поджогах», – рассказал изданию собеседник в региональной прокуратуре.

Депутат городской думы Александр Чепик, ставший в конце сентября свидетелем пожара в особняке на улице Осипенко, 25, также не склонен обвинять в случившемся строительные компании. Отметим, особняк был построен в конце XIX века для одного из первых поставщиков деликатесной рыбы с Ямала Петра Трофимова. В доме во время эвакуации в Великую Отечественную войну жили руководители наркомата лесной промышленности и сестра поэта Сергея Есенина Александра. Огонь практически уничтожил внутренние помещения здания.

«Улица Осипенко – исторический центр города. Здесь сосредоточены уникальные особняки конца XIX – начала ХХ века, а также дорогое жилье. Полагаю, что пожар в нем – случайное стечение обстоятельств. Не думаю, что можно говорить о поджоге ради дальнейшего завладения землей. Участок маленький, построить на нем «свечку» нельзя, поэтому он вряд ли способен заинтересовать застройщиков. За этим и другими похожими домами плохой уход, де-факто он стоял бесхозный. Соответственно, в нем могли концентрироваться асоциальные элементы. Речь, скорее, об отсутствии надежной охраны, а не разборках застройщиков. Им намного интереснее заводские территории в центре Тюмени. Предприятия переезжают за город, а строительные компании осваивают эти участки. Вот вопрос, как охраняются архитектурные памятники, – актуальный», – считает Александр Чепик.

Защита достопримечательностей находится в ведении Комитета по охране и использованию объектов историко-архитектурного наследия Тюменской области, деятельность которого курирует заместитель губернатора Лариса Теплоухова. В перечень полномочий органа входит организация разработки и обеспечение реализации областных программ сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия. Примечательно, что все три сгоревших особняка указаны в перечне объектов культурного наследия города Тюмени (дома Трофимова и Замятина – с 1990 года, а дом Жернакова – с 1987-го). Однако, по признанию представителей профильной структуры, существующих ресурсов для обеспечения безопасности зданий недостаточно.

«Дом (Замятина) на Первомайской, 32 был отселен. Он охранялся, но не использовался. Приезжали пожарные, тушили. Огонь был занесен извне. На Орджоникидзе, 1 проводилась реставрация, собственник выкупил объект. Там повлиял техногенный фактор, есть соответствующее заключение. Здание на Осипенко, 25 – муниципальная собственность. Объект также был отселен. По всем фактам мы сделали запросы в МВД, но по двум из них ответов не последовало. О вероятных причинах нам рассказали пожарные. Полагаю, все случаи индивидуальны и не связаны с попыткой завладеть землей. Сгоревшие дома были под вневедомственной охраной, были заключены договоры, но этого недостаточно. Когда объект – фактически сирота, он уязвим. Мы смотрели, там все исхожено посторонними лицами», – говорит начальник отдела охраны и использования объектов культурного наследия Лариса Калашникова.

Впрочем, независимые эксперты считают, что ресурсов и полномочий для обеспечения сохранности исторических особняков у комитета «более чем достаточно», а проблема, вероятно, заключается в недостаточном контроле со стороны чиновников.

«Инциденты в первую очередь, связаны с недостаточностью усилий структур, которые занимаются охраной памятников. Если изучить соответствующий раздел официального портала органов государственной власти, то там можно увидеть во всех подробностях расписанный регламент, обширный перечень охраняемых объектов. Денег на сохранение объектов историко-культурного наследия выделяется вполне достаточно. Значит, вопрос, скорее, профессиональный, чем бюджетный. Вызывает сомнения и состав общественного совета при комитете. Там, к примеру, несмотря на официально утвержденный губернатором запрет, числится директор компании, занимающейся реставрацией памятников и фигурирующей в госзакупках, ООО «СибСпецСтройРеставрация», Владимир Силантьев. Ранее комитет подчинялся Главному управлению строительства, а сейчас – напрямую замгубернатора, у которой других функций нет, хотя логично, на мой взгляд, было бы передать его Департаменту культуры. Или ГУСу переподчинить не только все исторические памятники, но и музеи с библиотеками. То есть здесь не отсутствие средств причина уничтожения памятников», – высказал агентству свою точку зрения на проблематику заместитель председателя Общественного совета при Департаменте культуры Тюменской области Дмитрий Горин. 

Слова собеседника издания о серьезном финансировании подтверждают и официальные данные о деятельности профильного комитета. На 1 января 2017 года в Тюменской области насчитывалось 1867 объектов культурного наследия, в том числе 153 – федерального и 465 – регионального значения. 592 из них представлены памятниками архитектуры и градостроительства. Согласно паспорту государственной программы Тюменской области «Сохранение и использование объектов культурного наследия», рассчитанной на 2015-2020 годы, только в 2017-м на данные цели из региональной казны направлено более 362,5 млн рублей (более 5,2 млн – непосредственно на госохрану) и еще 110,8 млн рублей внебюджетных ресурсов. В общей сложности на весь период программы областной бюджет рассчитывает выделить свыше 842,8 млн рублей, а внебюджетные поступления составят более 1,07 млрд рублей. К 2020 году планируется, что 69,9% объектов будут находиться в хорошем и удовлетворительном состоянии, а 88,6% от общего числа будут использоваться.

Бывший дом мещанина, издателя Андрея Благинина на улице Смоленской, 23 в Тюмени. В 2016 году здание признали объектом архитектурного наследия, но его нынешнее состояние далеко от идеального.

Отметим, что среди рисков, грозящих сорвать достижение целей, в паспорте указываются наличие бесхозяйного имущества, собственник которого не определен, а также неиспользуемых строений, что создает серьезную угрозу для сохранения памятников архитектуры. «Это ключевой вопрос. Насколько рационально чиновники смогут использовать выделяемые из бюджета средства, настолько высоки шансы показать уникальные памятники старины будущим поколениям. Пока же приходится констатировать, что многие из них, в том числе и в Тюмени, становятся жертвами пожаров или пристанищем для бомжей. Нужно контактировать с горожанами, с общественниками. Иначе скоро мы увидим новые пылающие особняки», – заключает собеседник издания в депутатском корпусе.

«Правда УрФО» продолжит следить за развитием событий.

Следите за новостями «Правды УрФО» в наших соцсетях: Telegram-канале, на Дзене, в Одноклассниках и во ВКонтакте.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости правды
Правда о спорте
Мнения о правде
Правда жизни