УрФО завалили контрабандой. Казахстан и Белоруссия поддержали продовольственную диверсию

В Свердловской области фиксируется увеличение выявленной нелегальной пищевой продукции

По рынкам регионов УрФО распространилась волна нелегальной пищевой продукции. Участники десятков совместных рейдов сотрудников ФСБ, Уральского таможенного управления, Россельхознадзора и Роспотребнадзора фиксируют рост контрабандных поставок продуктов питания. Особую тревогу у представителей ведомств вызывает прозрачность границы с Казахстаном, через которую на территорию Урала и Западной Сибири просачивается основная масса «санкционки» и товаров без сопроводительных документов. Для нивелирования «пищевой угрозы» госорганы формируют специализированные мобильные группы и расширяют полномочия сотрудников, однако положительная динамика пока фигурирует только в отчетах. Эксперты, рассуждая о проблемах экономической безопасности, федерализируют не теряющую остроты тему и ставят вопрос об эффективности межгосударственного сотрудничества в рамках Евразийского экономического союза. Отсутствие единой позиции по контрсанкциям в государствах-членах ЕАЭС отражается на продовольственной безопасности регионов УрФО, а кроме того, бьет по позициям местных производителей. В итоге, как констатируют аналитики в ведомствах, «на текущий момент «антисанкционные» указы Владимира Путина на местах исполняются лишь на бумаге».

Представители руководящего аппарата управлений Россельхознадзора и Роспотребнадзора по Свердловской области, а также Уральского таможенного управления рассказали представителям медиа об актуальных проблемах контроля поставок продуктов питания на территорию региона. В ходе диалога выяснилось, что несмотря на десятки совместных рейдов и сотни других контрольно-надзорных мероприятий, на рынки Среднего Урала и сопредельных регионов УрФО попадают тонны продукции, ввоз которой запрещен указом президента РФ №560 от 6 августа 2014 года «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» и последующими нормативными актами.

«За 9 месяцев текущего года проведено более 30 совместных рейдовых мероприятий с УФСБ по Свердловской области и представителями таможни. Выявлено 36 тонн санкционной продукции. Львиная доля из них, более 27 тонн, яблоки. Кроме того, в ходе рейдов обнаруживали и другую плодовую продукцию, в частности, груши, томаты, клубнику. Также выявили 172 килограмма мяса неизвестного происхождения. Чаще всего страной происхождения этих товаров являлась Польша, а также Испания, Германия и Турция, из которой нелегально везли томаты», – привела статистику замруководителя Управления Россельхознадзора по Свердловской области Светлана Терехова.

Тему развила заместитель начальника отдела надзора по гигиене Управления Роспотребнадзора по Свердловской области Екатерина Бобылева. Ведомство также неоднократно выявляло в ходе проверок нелегальную пищевую продукцию, а кроме того, фиксировало по результатам лабораторных исследований небезопасность продовольствия.

«В течение 9 месяцев 2017 года было проведено порядка тысячи контрольно-надзорных мероприятий. По результатам исследований пищевой продукции число неудовлетворительных проб составило 6,8% по микробиологическим показателям, 5,% – по физико-химическим. Также была выявлена продукция, запрещенная к ввозу. Забраковано около 6 тысяч килограммов продовольственных товаров», – отчиталась представитель надзорной структуры.

Если управленцы Россельхознадзора и Роспотребнадзора предпочли оперировать данными статистики и констатировать объемы нарушений, их коллеги из таможенных органов – начальник службы таможенного контроля после выпуска товаров УТУ Михаил Пономарев и замглавы Екатеринбургской таможни Владимир Зябко – сделали акцент на мерах противодействия нелегальному обороту продовольствия. По словам представителей фискального ведомства, основной поток «санкционки» поступает в УрФО с территории Казахстана. При этом таможенники отмечают значительное сокращение объемов декларирования продуктов питания после объявления режима контрсанкций в отношении США и стран ЕС.

«До ввода продуктового эмбарго объемы декларирования продовольствия в Екатеринбургской таможне составляли более 20 тысяч тонн, однако после объявления ответных санкций они значительно снизились. Так, по итогам 2016 года у нас было оформлено около 4 тысяч тонн. Изменились и страны-экспортеры. Основные поставщики сейчас – Узбекистан и Китай. При работе на внутреннем рынке мы тесно сотрудничаем с Россельхознадзором, проводим совместные мероприятия, способствующие выявлению и изъятию санкционной продукции», – говорит Владимир Зябко.

В Уральском таможенном управлении по поручению ФТС реализуют комплекс мер по предупреждению нелегальных продовольственных потоков. По словам Михаила Пономарева, злободневный вопрос неоднократно рассматривался на заседаниях комиссии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции в Свердловской области, а УТУ совместно с подчиненными таможнями и другими контрольно-надзорными и силовыми ведомствами провело в текущем году свыше 60 профильных мероприятий.

«По их итогам по региону (Свердловской области. – Прим. ред.) было выявлено и уничтожено более 60 тонн пищевой продукции. Это больше на 10%, чем за весь 2016 год. При ФТС создано 35 мобильных групп для выявления санкционных товаров, 5 из них действует в УрФО, в зоне деятельности Челябинской и Тюменской таможен (охватывает Челябинскую, Тюменскую и Курганскую области, граничащие с Казахстаном). Как известно, коллеги по ЕАЭС по вопросу санкций нас не поддержали. Мобильные группы во взаимодействии с ГИБДД и МВД обнаружили и уничтожили 114 тонн санкционной продукции», – рассказал представитель таможенного управления.

По словам коллег начальника службы таможенного контроля после выпуска товаров, в последнее время наметилась тенденция к изменению концентрации нелегального продовольствия, ввезенного из-за рубежа. При этом, как считают сотрудники подразделений фискального ведомства, количество «санкционки» нисколько не сократилось.

Замначальника отдела надзора по гигиене Управления Роспотребнадзора по Свердловской области Екатерина Бобылева, замруководителя Управления Россельхознадзора по Свердловской области Светлана Терехова, начальник службы таможенного контроля после выпуска товаров УТУ Михаил Пономарев, замглавы Екатеринбургской таможни Владимир Зябко

«Не сказал бы, что можно рапортовать о серьезных успехах в этой сфере. Да, выявлять стали больше, но, полагаю, основная часть «санкционки» по-прежнему попадает на рынки и далее к потребителю. Здесь, считаю, важны не только политические моменты – действенность контрсанкций, защита отечественного АПК, отсутствие единой позиций между партнерами по Евразийскому экономическому сообществу, – но и более понятные конечному потребителю материи. Все эти партии идут по «левым» документам или вообще без них, значит, неизвестно кем, где и в каких условиях выращена продукция. В итоге мы получаем риски для населения, к которому на стол попадают эти товары. В крупных торговых сетях нелегальной продукции визуально стало меньше, ритейлеры в большинстве соблюдают Хартию экспортеров сельхозпродукции. Хотя у нас есть сведения, что те же поляки давно наладили отношения с коллегами в Сербии и Белоруссии, которые делают для них сертификаты и инвойсы, и в наши магазины, на Урал в том числе, под видом сербских попадают те же польские яблоки.

Однако основные потоки пошли на базы, и оттуда в мелкие сети, «шаговые» магазины и на рынки. Зимой сразу несколько тонн нашли на «Овощебазе №4» в Екатеринбурге. Там груши якобы поступили из Гвинеи через Белоруссию. Ответственность за «санкционку» мягкая. Изъятие ввезенной партии, с учетом общих объемов, никого не пугает. За хранение и перевозку вообще привлечь практически невозможно. Об уголовной ответственности в ФТС рассуждают с 2015 года, но воз и ныне там. О чем говорить, если в Смоленской области контрабандисты самостоятельно реконструировали разбитую дорогу за свой счет, чтобы фурами гнать товар из Белоруссии. Там и в Казахстане, по сути, создан плацдарм для ввоза нелегальной «пищевки», тем более что местные элиты смотрят на это сквозь пальцы, вероятно, имея неплохой навар», – делится своим взглядом на ситуацию собеседник агентства в одном из подразделений УТУ.

Отметим, что Михаил Пономарев, отвечая на вопрос «Правды УрФО» об отсутствии единого подхода к противодействию нелегальному обороту продовольствия со странами-партнерами по ЕАЭС, оказался не готов как-либо комментировать ситуацию. «Не в моей компетенции обсуждать действия коллег. Наши меры направлены на пресечение ввоза. Сейчас мы получили возможность останавливать для проверки большегрузы с товаром, идущие без таможенного сопровождения. Раньше мы этого делать не могли», – добавил управленец.

Накануне в интервью «Ведомостям» руководитель Федеральной таможенной службы Владимир Булавин также не захотел назвать известных бенефициаров «серых схем» доставки нелегального продовольствия на территорию российских регионов. Тем не менее, глава федерального ведомства признал в качестве ключевой проблемы отсутствие согласия по «санкционному» вопросу между РФ и ее партнерами. В итоге ведомству приходится усиливать контроль вдоль многих тысяч километров границы. По итогам 9 месяцев 2017 года таможенники проверили 2,7 млн тонн продовольствия, из которых 5,8 тыс. тонн уничтожено, а 21 тыс. тонн возвращено за границу. Но позитивного эффекта данные меры пока не возымели. По мнению представителей экспертного сообщества, выходом из ситуации с растущим потоком нелегальных товаров может стать создание на территории РФ совместных производств по выпуску продукции, попавшей под санкции.

«Полагаю, что такие союзы, как ЕАЭС, представляют собой результат взаимных добровольных соглашений и взятых на себя обязательств по отношению друг к другу. Если они по каким-либо причинам не соблюдаются, значит, нужно искать меры, которые позволили бы выйти из ситуации. Понятна реакция Белоруссии, которая говорит, что нужно доверять. Но есть и контроль компетентных органов, и эту их функцию нужно усиливать. Здесь как раз уместен принцип «доверяй, но проверяй». Нужно искать пути к взаимовыгодному сотрудничеству. Более того, даже с государствами, присоединившимися к санкциям, можно найти точки взаимопонимания, например, через создание совместных производств на территории России, как происходит сейчас, к примеру, между Свердловской областью и Италией, и заимствование технологий, в том числе и в продовольственной отрасли», – считает глава уральского отделения «Фонда развития гражданского общества» (ФоРГО) Анатолий Гагарин.

Ведомственные эксперты, однако, полагают, что без действенных, а не декоративных, контрмер в отношении поставщиков нелегальной пищевой продукции продовольственная безопасность УрФО перманентно будет находиться под угрозой, а «антисанкционные» указы президента РФ в регионах будут исполняться лишь в статотчетах.

«Правда УрФО» продолжит следить за развитием событий.

Следите за новостями «Правды УрФО» в наших соцсетях: Telegram-канале, на Дзене, в Одноклассниках и во ВКонтакте.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости правды
Правда о спорте
Мнения о правде
Правда жизни