Проблемы «Роснефтегаза» связали с конфликтом интересов прокурора ЯНАО и Неелова

Для защиты корпорация «переезжает» в Санкт-Петербург

«Корпорация роста нефти и газа» («Роснефтегаз»), чьи нарушения, по мнению экологов, длительное время игнорировались надзорными ведомствами, стала участником целого ряда финансовых и экологических конфликтов в Ямало-Ненецком автономном округе. По данным активистов, компания Олега Ситникова организовала настоящее «экологическое бедствие» на своей нефтебазе в Коротчаево. Ростехнадзор в свою очередь уличил организацию, владеющую многочисленными АЗС и нефтебазой, в работе без лицензии на хранение взрывопожароопасных веществ. В осложнившихся отношениях «Роснефтегаза» с различными контролирующими органами и властными структурами инсайдеры из окружения Ситникова винят прокурора ЯНАО Александра Герасименко. Наблюдатели полагают, что причиной конфликтов «сформировавшегося и получившего развитие при экс-губернаторе Юрии Неелове бизнеса», вероятно, стал «отказ бенефициаров делиться». Пока в «Роснефтегазе» ждут очередные проверки Росприроднадзора, корпорация вводит в состав совладельцев сына экс-прокурора автономии и «переезжает в целях защиты в Санкт-Петербург».

Представители межрегионального экологического движения «Зеленая Арктика» вынуждены были через СМИ и общественные организации привлекать внимание властей к экологическому бедствию, которое, по мнению активистов, происходит сейчас на территории Ямало-Ненецкого автономного округа. Как рассказал «Правде УрФО» председатель экодвижения Алексей Рудковский, в случае с нефтебазой ООО «Фирма «Макс» (входит в состав новоуренгойского ООО «Корпорация Роснефтегаз» Олега Ситникова) проверяющие органы продолжительное время никак не реагировали на сообщения экологов о нарушениях. «Чтобы была проведена проверка ситуации в микрорайоне Коротчаево (Новый Уренгой), мы обратились к депутату Государственной думы РФ от ЯНАО Владимиру Пушкареву и в региональный ОНФ. Только тогда дело сдвинулось с мертвой точки», – пояснил Алексей Рудковский.

Фото: onf.ru

В итоге, по словам сопредседателя регионального штаба Общероссийского народного фронта в ЯНАО Александра Белова, на месте удалось зафиксировать разливы нефтепродуктов, стихийные свалки металлолома и бытового мусора. «Главной нашей целью было попасть на объект и увидеть все описанное местными жителями и экологами своими глазами. Чисто визуально и обонятельно, там сегодня настоящий апокалипсис. Теперь необходимо дождаться оценки ситуации специалистами Росприроднадзора. Соответствующие обращения уже направлены в надзорные органы», – рассказал Белов, уточнив, что охранники нефтебазы вели себя вполне корректно, однако журналистов на объект не пустили и запретили вести какую-либо съемку.

Между тем «Макс», судя по всему, уже несколько лет незаконно ведет свою деятельность по складированию и хранению нефтепродуктов. Согласно официальным данным Северо-Уральского управления Ростехнадзора, компания не имеет лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности по адресу город Новый Уренгой, ст. Фарафонтьевская. В середине сентября организацию привлекли к административной ответственности, обязав выплатить штраф в размере 400 тыс. рублей. Также инспекторы выдали предписание об устранении нарушений не позднее февраля 2018 года.

Между тем собеседник «Правды УрФО», знакомый со стратегией работы компании, предположил, что и в указанный срок документы, вероятнее всего, в порядок приведены не будут. «Им проще заплатить штраф и работать дальше, чем приводить эту базу в соответствие с требованиями законодательства», – предположил источник издания. Косвенное подтверждение его словам наблюдатели усматривают в отчетах Ростехнадзора. С 2015 года компанию «Макс» 8 раз посещали специалисты ведомства с целью проверки исполнения предписаний. В итоге выяснялось, что работа не сделана, а представителя крупнейшей сети АЗС (40 заправок в основных городах округа и нефтебаза объемом 500 тыс. кубометров ГСМ) в ЯНАО привлекали к административной ответственности. «Была также приостановка права эксплуатации нефтебазы, но на этом санкции ограничивались», – отметил собеседник издания.

Кроме того, эксперты обращают внимание, что у компании по сей день нет договора страхования риска ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасных производственных объектов, хотя на производственной площадке уже случались крупные пожары, в которых пострадали люди. Напомним, в январе 2014 года предприятие на три месяца было лишено права использовать склад ГСМ на Фарафонтьевской после того, как на объекте произошел пожар, в котором пострадал человек, а инцидент попытались утаить от проверяющих органов. Именно тогда в ходе расследования ЧП выяснилось, что склады для приема-отгрузки нефтепродуктов работают без лицензий.

Еще через год вскрылись другие нарушения, а Росприроднадзор в суде добился взыскания 126 млн рублей в качестве возмещения ущерба, причиненного почвам из-за разлива нефтепродуктов на той же станции Ферафонтьевской. О каком размере ущерба идет речь в рамках выявленного в этом году разлива нефтепродуктов, пока не понятно.

Собеседники «Правды УрФО», знакомые с ситуацией, считают, что «работа вразрез с законом, но, вероятно, при поддержке высокопоставленных покровителей из Москвы, судя по всему, характерна для Олега Ситникова». Инсайдеры напоминают, что «бизнесмен, который в свое время был царем и богом на Ямале, сколотил свое состояние при экс-губернаторе Юрии Неелове», и предполагают, «что последний по-прежнему близок к бизнес-структурам Ситникова».

Фото: Ирека Муртазина

Говоря о бизнес-моделях Ситникова, собеседники, в частности, вспоминают работу понтонной переправы через реку Пур в поселок Уренгой. Несмотря на то, что официально бизнесмен позиционировал этот объект как социальный, ежегодно он, вероятно, мог приносить ему доход порядка 1 млрд рублей. Согласно открытой информации, «Роснефтегаз» получил в пользование участок реки Пур в 2005 году. По договору, с Нижне-Обским бассейновым водным управлением, компания могла эксплуатировать участок для отстоя судов и размещения понтонной переправы до конца 2015 года. За несколько месяцев до истечения срока контракта «Роснефтегаз» обратился в Департамент природно-ресурсного регулирования лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа с заявлением о предоставлении этого участка реки в аренду до 2035 года, но получил отказ. Это решение было оспорено в суде, однако арбитраж признал его правомерным. Все это время компания продолжала эксплуатировать объект.

В 2017 году Ситников еще раз попытался получить разрешение, но тогда департамент выставил объект на конкурс, в котором компания вновь не смогла победить. «Роснефтегаз» еще раз попытался оспорить действия чиновников в суде, но арбитраж ЯНАО и суд апелляционной инстанции встали на сторону департамента, так как специалисты «Роснефтегаза» не смогли подготовить заявку на получение части реки в соответствии с законом. Компания заявила использование барж, которые по фактическому размеру были значительно больше, чем отражено в документах. Участок Пура специалисты также обозначили неправильно – на карте был обрисован объект, который находился в отдалении от расположенной переправы. В итоге суд встал на сторону чиновников, а уже в сентябре понтонная переправа была демонтирована с реки.

Стоит отметить, что на конкурс департамента по предоставлению этого участка реки в пользование подало документы еще как минимум 6 компаний, готовых разместить там свою переправу. «Тогда Ситников заявлял, что люди массово протестуют против сноса понтонов. Предоставил депутатам окружного Заксобрания подписи жителей. Позже выяснилось, что собирали их работницы заправок, которые просто просили водителей подписаться, если им нужен понтон через реку. Люди же наоборот жаловались на зверский ценник. Даже митинг весной собирали из-за драконовских цен на переправу», – рассказал источник, близкий к правительству Ямала.

Прокурор ЯНАО Александр Герасименко

Фото: rupolit.net

Сейчас, по заявлениям самого Ситникова местным СМИ, дела у компании «Роснефтегаз» и ее «дочек» идут плохо. Виной всему называется вал проверок и штрафов, который обрушился на компанию в 2016 году. Впрочем, аффилированные с основным владельцем корпорации источники заявляют, что это, вероятно, связано «с неприкрытым конфликтом между Ситниковым и действующим прокурором ЯНАО Александром Герасименко». Что стало причиной разногласий, открыто никто не озвучивает, между тем в приватных разговорах высказывается предположение, «что, «вероятнее всего, суть состоит в отказе делиться».

Также источники отмечают, что в одном из диалогов с представителями власти региона Олег Ситников якобы заявлял, что и июньский иск о банкротстве корпорации со стороны ФНС также связан с чередой проверок. Отметим, в сентябре Арбитражный суд ЯНАО все же отказал в признании компании банкротом, так как она в добровольном порядке погасила долг в 104 млн рублей. Между тем в августе текущего года новым совладельцем и директором корпорации «Роснефтегаз» стал Максим Ветюгов (сын Николая Ветюгова, экс-прокурора Ямала времен Юрия Неелова). Собеседники среди бизнесменов ЯНАО полагают, что за счет этого Ситников пытается сгладить конфликт с Александром Герасименко. Еще одной вероятной «мерой защиты корпорации» они называют смену прописки, указывая, что буквально неделю назад официально было принято решение перерегистрировать ООО в Санкт-Петербурге.

«Правда УрФО» продолжит следить за развитием событий.

Следите за новостями «Правды УрФО» в наших соцсетях: Telegram-канале, на Дзене, в Одноклассниках и во ВКонтакте.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости правды
Правда о спорте
Мнения о правде
Правда жизни