Куйвашев разобрал госкорпорации по запчастям

Глава региона предложил дополнительные меры для производителей комплектующих

Промышленники и представители субъектов РФ заявили о необходимости дополнительной защиты производителей компонентов для формирования внутреннего рынка. Согласно планам федерального правительства, к 2025 году не менее половины рынка комплектующих должны составлять российские товары, а на экспорт должно уходить порядка 10% объема производимых компонентов. На данный момент крупные заказчики заявляют о низком качестве отечественной продукции, а сами производители указывают на отсутствие долгосрочных планов закупок, которые не позволяют им инвестировать средства в развитие. Для изменения ситуации, по оценкам экспертов, необходимы дополнительные инструменты поддержки, в частности, связанные с финансированием НИОКР. Как отмечают аналитики, на федеральный уровень может быть транслирован позитивный опыт Свердловской области, активно развивающей производственные кооперации.

Промышленники Свердловской области и региональные власти выступили за введение дополнительных мер поддержки производителей комплектующих на федеральном уровне, которые позволят, с одной стороны, снять существующий дефицит продукции, с другой – защитят местные предприятия. Проблематика, связанная с качеством товаров и взаимодействием между корпорациями и малым средним бизнесом, стала одной из основных тем прошедшего в Екатеринбурге в рамках выставки «ИННОПРОМ-2017» координационного совета по промышленности Минпромторга РФ.

Как сообщили на мероприятии представители федерального ведомства, разработанный изначально проект развития компонентной базы для сельхозтехники будет расширен на другие отрасли. В первую очередь акцент будет сделан на производство компонентов гидравлических и силовых систем, двигателей внутреннего сгорания, разнообразных подшипников. Импорт по отдельным группам этих товаров в Россию доходит до 90-95%.

Проблема остро стоит для всех регионов РФ, в том числе для Свердловской области, в которой промышленники не раз поднимали вопрос производства комплектующих. Отсутствие подшипников отечественного производства должного качества в свое время едва не подорвало проекты «Уралэлектромаша» по производству продукции для «Синары» Дмитрия Пумпянского, «Трансмашхолдинга» и других крупных промобъединений на десятки миллионов рублей.

Представители «Уралэлектромаша» еще в 2014 году заявляли о недостаточном внимании федеральных властей к проблеме оснащения компонентами. На сложности закупок комплектующих российского производства указывают и представители предприятий атомной отрасли. Институт реакторных материалов («ИРМ», входит в ГК «Росатом») в Заречном вынужден приобретать отдельные компоненты в валюте ввиду отсутствия отечественных аналогов.

По словам министра промышленности и торговли РФ Дениса Мантурова, сейчас на федеральном уровне выстроена целая система мер поддержки предприятий-комплектаторов на разных этапах жизненного цикла: на стадии производства продукции – спецпрограммы Фонда развития промышленности, для поддержки спроса – субсидии на модернизацию производства и реализацию пилотной партии продукции.

«Необходимо активнее использовать механизмы создания межрегиональных кластеров, которым предоставляется соответствующая субсидия. Крупные корпорации сами ищут производителей комплектующих, используют «ИННОПРОМ» для этого», – отметил глава федерального ведомства.

Министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров

Впрочем, представители регионов в ходе мероприятия отметили, что существующих на данный момент мер поддержки недостаточно для решения сложившегося комплекса проблем. Промышленники и чиновники заявили о необходимости дополнительных инструментов. В частности, было предложено создать общероссийскую электронную систему коопераций; стимулировать корпорации, предоставлять долгосрочные планы закупок комплектующих, создание межрегиональных кластеров производителей комплектующих, а также сформировать общероссийскую программу размещения производственных сил. Также участники рынка отметили необходимость программ поддержки экспорта, развития литейных и упаковочных производств.

«Крупные компании хотят высокое качество, но не планируют объем закупок. Поэтому мы не можем отладить технологический процесс, предложить цену для конечного потребителя. Даже при разнице в стоимости труда наши цены оказались неконкурентоспособными в сравнении с немецкими производителями. Планировали организовать импортозамещение компонентов для автомобиля «КамАЗ». Но мы не можем приблизиться к планке экспортной цены. Без объема заказа нельзя вложить деньги в технологии. Проекты длинные, минимум 3 года, иногда и 7 лет. Никто не возмещает затраты на НИОКР. Постановление правительства не учитывает производителей компонентов. По финансам на НИОКР нужно до 100% возмещения, на приобретение инструмента – до 50%. В Китае и Индии, чтобы торговать там, нужна локализация. Нам нужны пошлины на аналогичную продукцию. Нужно создание единой базы компетенций по разным отраслям», – рассказал директор «Шахтинского завода «Гидропривод» Николай Геркен.

В Свердловской области ряд вышеописанных проблем уже находится в стадии решения. Малый и средний бизнес по производству компонентов объединяется вокруг крупных предприятий. Например, «Уральские локомотивы» работают с 500 компаниями, а уровень локализации производства электропоездов «Ласточка» в настоящее время достиг 77%.

Привлекают производителей компонентов и к созданию беспилотников Л410. Как отметил на совете врио губернатора Свердловской области Евгений Куйвашев, благодаря принятой региональной программе кооперации удается ежегодно сохранять объем заказов местным производителям и порядка 1 млрд рублей не уходит на закупки у иностранных компаний. Областным правительством подписаны соглашения о сотрудничестве с «Ростехом», РЖД, Объединенной судостроительной корпорацией и крупными нефтегазовыми компаниями. Понимание объемов заказов компонентов с ними на ближайшие 10-15 лет есть.

Министр промышленности и науки Свердловской области Сергей Пересторонин (справа)

«Для развития кооперации я предлагаю на федеральном уровне ведущим корпорациям и холдингам сформировать программу проведения НИОКР совместно с предприятиями – разработчиками и производителями инновационной продукции. Я считаю, что важно не допускать избыточной конкуренции между регионами и предприятиями, чтобы снизить риски рассеивания ресурсов и инвестиции. Свердловская область готова включиться в разработку программ данного направления (производства комплектующих)», – сказал Евгений Куйвашев.

Министр промышленности и науки Свердловской области Сергей Пересторонин в разговоре с обозревателем «Правды УрФО» отметил, что в регионе порядка 50 предприятий уже освоило производство компонентной базы, в частности, «НПО автоматики» и «Пневмостроймашина». Последняя поставляет гидромоторы заказчикам и приводится в пример Минпромторгом РФ. Сложности, по словам чиновника, с производством компонентов действительно возникают, но связаны они с отсутствием господдержки для продвижения НИОКР. Впрочем, представители федерального правительства в ходе совета, прошедшего в Екатеринбурге, выразили готовность финансировать данную деятельность.

«Правда УрФО» продолжит следить за развитием событий.

Следите за новостями «Правды УрФО» в наших соцсетях: Telegram-канале, на Дзене, в Одноклассниках и во ВКонтакте.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости правды
Правда о спорте
Мнения о правде
Правда жизни