Тефтелеву предъявили счет на миллиард. Банкротство транспортников оплатит бюджет Челябинска

Конкурсный управляющий МУП «ЧАТ» подал иск к КУИЗО

Смоделированный кризис общественного транспорта Челябинска рискует обернуться миллиардными потерями для и без того непростого бюджета города. В арбитражный суд региона уже поступили заявления о привлечении к ответственности городских властей и управленцев МУП «Челябинский автобусный транспорт» (МУП «ЧАТ») на сумму порядка миллиарда рублей. Аналогичная ситуация, по оценкам аналитиков, может повториться с долгами «ЧелябГЭТ», в котором уже введена первая стадия банкротства. Депутаты городской думы Челябинска указывают, что взыскание таких существенных сумм станет «колоссальным ударом по городской казне», напоминая, что муниципалитету уже пришлось заплатить более 124 миллионов по долгу МУП «Челябинскавтотранс». Между тем инсайдеры подчеркивают, что «команда Тефтелева» была давно осведомлена о бюджетных рисках, но мер по их нивелированию не приняла. Эксперты рынка и депутаты полагают, что в случае развития негативного сценария изыскать внутренние резервы город не сможет и будет вынужден обратиться за помощью в областное правительство. Тогда за коллапс в транспортной сфере, по их мнению, придется отвечать профильным заместителям Тефтелева, ранее, со слов инсайдеров, «уверявшим руководство области и города, что риски для бюджета минимальны».

Бюджет Челябинска может быть урезан на сумму порядка миллиарда рублей по итогам судебных разбирательств, связанных с обанкроченным муниципальным унитарным предприятием «Челябинский автобусный транспорт» (МУП «ЧАТ»). Арбитражный суд региона уже принял к рассмотрению заявление конкурсного управляющего актива о привлечении к субсидиарной ответственности Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям администрации Челябинска, Эдуарда Маховского (директор МУПа) и Сергея Афанасьева (экс-глава предприятия). Согласно данным картотеки, суммарно с управленцев и структуры мэрии истец требует взыскать более 878 миллионов рублей. Параллельно МУП «ЧАТ» в рамках другого дела пытается получить порядка 91 миллиона рублей непосредственно с администрации города. Соответствующий иск также поступил в арбитраж и уже принят к производству.

Как пояснил изданию конкурсный управляющий МУП «ЧАТ» Дмитрий Лазарев, все требования связаны с недофинансированием предприятия со стороны городских властей, что в конечном итоге и привело его к банкротству. «К потерям МУПа привели низкие тарифы и отсутствие дотаций от администрации. В какой-то мере этому, вероятно, способствовало бесконтрольное расходование денежных средств. Хотя, ознакомившись с актом Контрольно-счетной палаты, я таких выводов для себя не сделал. Цифры, отраженные в этом документе, не столь принципиальны, как недофинансирование», – пояснил Дмитрий Лазарев.

Получить разъяснения по сложившемуся конфликту от управления транспорта администрации, сегодня не удалось, в ведомстве предложили обратиться за комментариями непосредственно в мэрию Челябинска. Также оказался недоступен для комментариев Эдуард Маховский, по указанным на сайте телефонам предприятия никто не отвечал.

В администрации Челябинска к требованиям на сотни миллионов рублей между тем отнеслись весьма спокойно, заявив изданию, что «878 миллионов – это не более чем желания конкурсного управляющего, а окончательное решение по поводу того, будет ли городской бюджет выплачивать данную сумму, примет суд».

Впрочем, опрошенные изданием эксперты не разделяют оптимизма муниципальных чиновников, напоминая, что бюджет уже вынужден был рассчитаться по долгам другого МУПа – «Челябинскавтотранс». Как сообщала «Правда УрФО», кредиторы обанкроченного еще в 2011 году предприятия убедили суд в том, что несостоятельным актив стал именно по вине собственника (КУИЗО). В результате арбитраж определил взыскать с городского комитета 124,4 млн рублей, а администрация вынуждена была обращаться к депутатам с просьбой внести поправки в бюджет, чтобы исполнить судебное решение.

Усугубляет ситуацию, по мнению аналитиков, тот факт, что аналогичные требования, вероятно, могут быть предъявлены к администрации в рамках дела о банкротстве другого предприятия – «Челябинский городской электрический транспорт» («ЧелябГЭТ»). Как сообщала «Правда УрФО», в конце мая ФНС все-таки удалось ввести в МУПе первую стадию банкротства – процедуру наблюдения. Долги транспортного актива мэрии на март текущего года оценивались арбитражами в сумму более 767 миллионов рублей.

В поддержку мнения, что ситуация в «ЧелябГЭТ» будет развиваться по аналогичному с МУП «ЧАТ» сценарию, по словам источников издания, говорит и тот факт, что городские власти уже создали ООО «Челябинский городской электрический транспорт». Ранее аналогичная операция проводилась с автобусным МУПом: было создано ООО «Городской общественный транспорт», в которое перевели часть сотрудников предприятия, а парк передали структуре в аренду.

Впрочем, «Правда УрФО» уже подробно сообщала о перекосах, которые возникли при реализации схемы командой градоначальника Евгения Тефтелева. Так, несмотря на все заверения со стороны начальника Управления транспорта администрации Романа Болотова о том, что «власти изыщут средства для выполнения всех обязательств перед работниками», задолженность в десятки миллионов рублей все-таки была сформирована, а работники МУПа вышли на акцию протеста, обвинив чиновников «в игнорировании их проблем». К ситуации уже подключились прокуроры Челябинской области и СУ СКР по региону, организовавшие проверки по данному факту.

Сами работники «ЧелябГЭТ» в приватных разговорах высказывают опасения, что такая же ситуация может повториться и с их предприятием, только масштабы конфликта будут в разы больше.

Как подчеркивают депутаты челябинской городской думы, если данные риски будут реализованы, это станет серьезным ударом по и так «очень сложному бюджету города». Буквально сегодня на аппаратном совещании в мэрии председатель комитета по управлению имуществом и земельным отношениям (КУИЗО) Сергей Чигинцев доложил главе города Евгению Тефтелеву об «очень тяжелой ситуации с доходами». При этом наблюдатели, досконально знакомые с ситуацией, указывают, что все риски для бюджета, связанные с транспортными МУПами, давно известны городским чиновникам, однако последние, по мнению экспертов, никаких мер по их нивелированию не приняли.

«Налоговая в свое время пыталась договориться и объясняла, что события будут развиваться именно таким образом. Однако ряд людей уверяли, что город по данным искам не будет платить, либо заплатит лет через 10. Ответственность по этим вопросам на себя взяли Владимир Елистратов (заместитель главы города по правовым и имущественным вопросам) и Юрий Параничев (первый заместитель главы города) от администрации и Сергей Овчинников (первый зампредседателя челябинской городской думы) – от думы. Посмотрим, как они будут справляться с этим конфликтом. Если произойдет коллапс, город пойдет «с протянутой рукой» в область, потому что изыскать другие источники финансирования сложно. И именно эти люди тогда, вероятно, будут отвечать перед региональным правительством», – поделился своим мнением инсайдер.

Помимо колоссальных бюджетных конфликтов, спровоцированный кризис общественного транспорта уже привел к росту социального напряжения в областном центре. Как указано ранее, сотрудники МУП «ЧАТ» уже вышли на акцию протеста, при этом, по словам представителей профсоюзов, «настроения в секторе далеко не благоприятные».

Председатель Челябинской областной профсоюзной организации работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства Наталья Вараксина рассказала «Правде УрФО», что на данный момент перед работниками МУП «ЧАТ» погашена только часть долгов. Впрочем, как пояснил изданию конкурсный управляющий Дмитрий Лазарев, в ближайшие 2 дня должны поступить деньги от взыскания дебиторской задолженности, и тогда «вопросы с выплатой заработной платы и выходных пособий будут закрыты».

Другой представитель профсоюзной организации рассказывает, что, по словам самих работников, в новом активе городских властей, ООО «Городской общественный транспорт», они «уже столкнулись с нарушениями трудового законодательства, что послужило поводом для увольнения определенного количества персонала». «Часть водителей были недовольны, что им приходится очень много перерабатывать, но пока нет документов, чтобы рассмотреть данную ситуацию более конкретно», – рассказал собеседник издания. Если схожая ситуация повторится в «ЧелябГЭТ», который существенно больше автобусного МУПа, по словам профсоюзных лидеров, всплеск социального недовольства окажется в разы сильнее, и гасить его будет значительно сложнее.

Еще один пласт проблем, возникающий в связи с кризисом в транспортной сфере, касается задач, которые стоят перед областным центром в связи с намерением провести в городе саммиты ШОС и БРИКС. Как не единожды указывали в разговорах с изданием высокопоставленные чиновники администрации губернатора, к международным мероприятиям Челябинск должен получить нормально работающий, экологичный общественный транспорт, который будет занимать порядка 50% рынка. Впрочем, текущее развитие ситуации ставит под вопрос выполнение данной установки, а в кабинетах правительства все больше говорят о «мерах в отношении чиновников, неспособных справляться с ключевыми для всего региона задачами».

«Правда УрФО» наблюдает за действиями чиновников Челябинска.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Новости правды
Правда о спорте
Мнения о правде
Правда жизни
Пролистать наверх