Бизнес не пошел за деньгами Кокорина. Мешает энергогенерация

Промышленники усомнились в приходе компаний в региональный ФРП

Власти Курганской области создают региональный Фонд развития промышленности с бюджетом в 40 млн рублей и рассчитывают на федеральное софинансирование в 90 млн рублей. Средства планируется предоставлять в рамках льготных займов предприятиям для производств импортозамещающей продукции. Таким образом регион надеется привлечь новых инвесторов. Однако представители бизнеса сомневаются в реализации планов зауральских чиновников. Опасения вызывают как реальная наполняемость фонда, так и отсутствие заявителей из-за ряда иных блокирующих развитие предпринимательства проблем, в числе которых серьезные административные барьеры, отсутствие инфраструктуры и крайне высокие энерготарифы. Причем последняя из обозначенных проблем, по прогнозам экспертов, в перспективе только обострится и в итоге «скажется на каждом жителе Курганской области».

Создание Фонда развития промышленности Курганской области сегодня утвердили депутаты облдумы, внеся соответствующие поправки в законодательство субъекта. Разработчики законопроекта из Департамента промышленности, транспорта, энергетики и связи считают, что новая организация будет способствовать созданию производств и, как следствие, новых рабочих мест, улучшит инвестклимат региона и поможет увеличить налоговые поступления в бюджет Зауралья.

Создание некоммерческого фонда с бюджетом в 40 млн рублей, по мнению региональных чиновников, позволит привлечь из федерального Фонда развития промышленности софинансирование в размере не менее 90 млн рублей. Средства из госказны планируется получить за счет программы «Совместные займы», в рамках которой промышленным предприятиям на конкурсной основе предоставляются льготные займы для производства импортозамещающей продукции и внедрения передовых технологий.

Суммы кредитов под 5% годовых варьируются от 20 до 100 млн рублей и выдаются на срок до 5 лет. Причем в общем объеме займа средства федерального фонда составляют 70%, регионального – 30%. Бюджет поддерживаемого проекта не должен быть меньше 40 млн рублей, 50% из которых претендент на поддержку финансирует самостоятельно, в том числе 15% за счет собственных средств.

«Финансирование 50% бюджета проекта за счет средств заявителя, частных инвесторов или банков обеспечит привлечение в экономику региона дополнительных 130 миллионов рублей внебюджетных инвестиций. Общий объем финансирования проектов промышленных предприятий составит не менее 260 миллионов рублей», – полагают в отраслевом ведомстве Зауралья.

Разработчики законопроекта рассчитывают обеспечить возможность оказания господдержки не менее чем 6 проектам промышленных предприятий (при объеме господдержки проекта до 20-25 млн рублей), создать свыше 100 высокотехнологичных рабочих мест (из расчета затрат на 1 рабочее место – 2,2-2,5 млн), а также увеличить налоговые поступления в бюджет Курганской области как минимум на 100 млн рублей в течение трех лет.

Участники рынка в успешную реализацию целей фонда не верят, сомневаясь в наполняемости его бюджета. «Главное, чтобы в фонде были деньги. Вот основной критерий для эффективной работы. Без этого остается лишь красивое название и никакой поддержки», – сказал председатель курганского регионального отделения Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Сергей Муратов.

В правительстве региона отмечают, что сумма в 40 млн рублей уже предусмотрена в бюджете Зауралья на 2017 год, поэтому дополнительных расходов на эти цели не понадобится. Однако исполнительный директор регионального РСПП Алексей Симонов указывает, что бюджет областного фонда не удовлетворит инвестиционные потребности предприятий, нацеленных на импортозамещение.

«Это маленький шажок, но в верном направлении. Если мы будем развивать его, то сможем добиться определенных результатов. Кроме того, необходимо отстаивать конкурентность инвестиционных ресурсов. Импортеры, имея более эффективные инструменты поддержки, фактически уничтожили российское станкостроение, приборостроение и так далее. У них есть возможность получить эти ресурсы под 2% годовых на 15 лет, а у нас они выдаются под 15-20% на 2 года и под залог имущества всей семьи. Кроме того, за последние 25 лет наша промышленность отстала от зарубежной. И защиту от иностранных конкурентов нужно применять до тех пор, пока не наверстаем упущенные за это время технические и технологические решения, научные достижения, а также показатели обрабатывающих производств», – подчеркнул представитель отраслевого союза.

Среди мер, сдерживающих развитие промышленности в Курганской области, сами бизнесмены указывают крайне высокие энерготарифы, что обусловлено реализацией программы договоров о предоставлении мощности (ДПМ), которая в феврале 2017 года привела к повышению стоимости электроэнергии на оптовом рынке на 50%. При этом гарантирующие поставщики заявляли о росте цен на энергоресурсы для юрлиц до 20%.

«Сетевые компании пошли навстречу предпринимателям, но введение в эксплуатацию реактора на быстрых нейтронах БН-800 на Белоярской АЭС в Свердловской области и нового энергоблока на Нововоронежской АЭС-2 по ДПМ обрушило любые старания по снижению тарифов. Сейчас не поможет даже предложение о входе в «общий котел» «тюменской матрешки», на что очень рассчитывают власти Курганской области. Для населения тарифы поднимать запрещает закон, и в результате мощнейшая тарифная нагрузка ляжет на бизнес. Однако пусть не напрямую, а опосредованно, каждый житель Курганской области прочувствует на себе повышение энерготарифов, поскольку они входят в конечную стоимость товаров и услуг», – прокомментировал ситуацию эксперт в сфере энергетики.

Среди прочих сдерживающих факторов курганские бизнесмены указывают отсутствие инфраструктуры на выделяемых под создание новых предприятий земельных участках, необоснованные проверки и непрозрачные схемы распределения средств господдержки.

На фоне многочисленных проблем промышленность Курганской области показывает падение ряда показателей. Отраслевые союзы указывают на «фактическую потерю крупных предприятий, которые ранее обеспечивали муниципалитеты рабочими местами и налогами». По мнению специалистов, к «краху компаний привело пересечение неэффективного менеджмента и мизерной господдержки». В том числе речь идет о «Петуховском литейно-механическом заводе», «Щучанском заводе по уничтожению химоружия», «Шадринском телефонном заводе», «Шадринском заводе металлоконструкций», «Варгашинском заводе противопожарного и специального оборудования», «Икар КЗТА». Крайне сложная финансовая ситуация складывается на «Курганмашзаводе» и заводе «Корвет», который по итогам 2016 года сократил чистую прибыль в 14 раз.

«Правда УрФО» продолжит следить за развитием событий.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости правды
Правда о спорте
Мнения о правде
Правда жизни
Пролистать наверх