Прокуратура закатывает экологию Тюмени в асфальт

13 рек региона подвергаются постоянной угрозе загрязнения

Основным водным артериям Тюменской области грозит экологическое бедствие. Природоохранная прокуратура выявила грубые нарушения законодательства в 12 муниципалитетах. Движение автотранспорта осуществляется в границах водоохранных зон по грунтовым дорогам, что несет серьезную угрозу экологической безопасности рек. Большинство водоемов, обследованных с использованием материалов космосъемки, относится к миграционным путям ценных видов рыб. По итогам инспекции ведомство обязало муниципалов устранить нарушения закона. Чиновники и депутаты солидарно считают, что требования прокуратуры в сжатые сроки выполнить не удастся, но во взглядах на пути решения проблемы расходятся. Представители Росприроднадзора считают необходимым изначально установить статус и принадлежность транспортных артерий, парламентарии предлагают избавиться от придорожных свалок. В райадминистрациях не предлагают собственных вариантов решения проблемы и привычно сетуют на отсутствие средств. Не исключено, что придать импульс процессу в рамках Года экологии смогут представители ОНФ, уже обратившие внимание на схожие проблемы в областном центре.

Целевая проверка природоохранной прокуратуры выявила в тюменских муниципалитетах десятки дорог, создающих прямую угрозу водоемам региона. Трассы, лишенные асфальтового либо бетонного покрытия и проходящие через территорию водоохранных зон, способствуют проникновению вредных веществ в почву, а затем в реки, где обитают ценные промысловые виды рыб. В общей сложности представители ведомства обследовали 13 рек в 12 муниципалитетах (город Тобольск и 11 районов). В их числе оказались и крупные водные артерии – Иртыш, Тобол, Исеть и Тура.

Инспекция проводилась с использованием современных методов исследования, включая космическую съемку. На основании снимков прокуратура определила активно используемые участки, не имеющие асфальтового покрытия на территории водоохранных зон. Несоответствующими нормам природоохранного законодательства было признано около 80 километров автотрасс. Администрациям муниципалитетов внесены представления об устранении нарушений в сжатые сроки. В ведомстве рассчитывают, что работа над исправлением ситуации начнется уже в ближайшее время.

«Конечно, мы понимаем, что сейчас лежит снег, и оперативно забетонировать трассы невозможно. Однако мы будем в течение года регулярно проверять, какая работа ведется. Уже сейчас можно начинать поиск финансирования для реконструкции дорог, готовить проектно-сметную документацию. Мы ждем активного включения чиновников на местах», – уточнил в беседе с «Правдой УрФО» собеседник в надзорном ведомстве.

Уверенность представителей прокуратуры разделяют не все. Некоторые из районных управленцев оказались вообще не в курсе предъявляемых претензий, узнать мнение других изданию не удалось. К примеру, глава Абатского района Игорь Васильев проводил совещание, а руководитель Исетского Николай Теньковский присутствовал на народном сходе. Их коллеги из других муниципалитетов о проблеме осведомлены, но обозначить даже приблизительные сроки для ее ликвидации отказываются, традиционно ссылаясь на отсутствие средств и неясный статус дорог. Первоначально управленцы намерены уточнить принадлежность нелегальных трасс, и лишь потом инициировать какие-либо действия.

Неоднозначно к результатам проверки прокуратуры отнеслись и коллеги по правоохранительному блоку. В Росприроднадзоре по Тюменской области, в частности, и вовсе выразили сомнения в корректности использования космосъемки в зимний период.

«В прокуратуре говорят, что использовали космическую съемку Google, хотя не вполне понятно, как зимой на ее основании можно было установить отсутствие асфальта на этих дорогах. Мы же (сотрудники Росприроднадзора) работаем в порядке рейдовых мероприятий, предпочитая натурную съемку, но думаю, сейчас их по понятным причинам проводить несвоевременно. Необходимо будет установить, что это вообще за дороги. Понятно, что данные участки явно относятся к категории дорог местного значения, но ими вполне могут оказаться и стихийно возникшие накаты, нигде не зафиксированные», – обозначил свое видение ситуации собеседник агентства в руководстве тюменского территориального управления надзорного ведомства.

О проблемах загрязнения водоохранных зон Тюменской области известно и депутатам, причем не только регионального, но и федерального уровня. Однако парламентарии склонны смещать акценты в сторону нелегальных мест складирования отходов, как правило, сопутствующих автотранспортным путям.

«Первый вопрос, который возникает, кому принадлежат эти дороги? Муниципалитетам, конечно, можно выдать предписания, если это грунтовая дорога, проходящая через водоохранную зону, но где взять деньги на ее бетонирование или перенос? Нельзя же везде выставить посты, чтобы не пускать на нее автомобилистов. Это достаточно сложный вопрос. Думаю, как минимум не менее важно обратить внимание на мусор возле этих дорог. Как правило, на обочинах таких путей возникают стихийные свалки. Вот этим и нужно заниматься с привлечением надзорных органов», – считает выходец из тюменского облпарламента, депутат Госдумы Владимир Сысоев.

Вопрос поиска финансирования на ликвидацию нелегальных путей сообщения – асфальтирование дорог, по общим оценкам депутатов и чиновников, станет наиболее острым в контексте выполнения представлений природоохранной прокуратуры. На 2017 год, согласно официальным сведениям о расходах облбюджета, на нужды дорожного хозяйства планируется выделить чуть более 12,6 млрд рублей, а по категории «другие вопросы охраны окружающей среды» – 188,3 млн, однако на ликвидацию незаконных трасс в водоохранных зонах тюменских муниципалитетов финансирования не предусмотрено. В бюджетах территорий средства также отсутствуют. По этой причине муниципалам предстоит оперативно писать запросы в административный центр региона об экстренной финподдержке работ, ссылаясь на требования прокуратуры, но, как отмечают собеседники издания, «не факт, что они будут выделены даже тем районам, где протяженность незаконных дорог невелика, как, например, в Казанском».

Не исключено, что муниципальные чиновники уже в ближайшее время начнут испытывать прессинг не только со стороны природоохранной прокуратуры, но и ОНФ. Хотя на текущий момент тюменские «фронтовики» детально не касались темы грунтовых дорог в водоохранных зонах рек, в дальнейшем вопрос будет поставлен на повестку дня. В пользу такого варианта развития событий говорит и многокилометровая грунтовка в границах областной столицы, частично проходящая по берегам водоемов. Представители «народного фронта» уже обратили внимание на вероятные несоответствия трасс требованиям федерального законодательства.

«Недавно на заседании штаба ОНФ обсуждались проекты на 2017 год, в том числе касающиеся транспортной проблематики. Рассматривали самые разные вопросы, но вот этого на этот раз не было. Тем не менее, считаю его важным, а требования прокуратуры – правильными. Такие дороги есть и в Тюмени, их 300 километров в общей сложности, при этом часть находится в водоохраной зоне. Это означает, что различные вещества, масла, тосол и так далее впитываются в почву, а затем проникают в водоемы, что, безусловно, можно расценивать как грубое нарушение Водного кодекса. Хочу заметить, что глава Тюмени Александр Моор говорил о приоритетных задачах, среди которых асфальтирование дорог. Ежегодно удается покрывать около 50 километров, но до решения проблемы далеко, тем более, в муниципалитетах», – резюмирует член регионального штаба ОНФ, эколог Альберт Фахрутдинов.

Так или иначе, собеседники издания не строят иллюзий относительно оперативного решения проблемы. По мнению «фронтовиков», протяженность грунтовок в водоохранных зонах значительно выше выявленной сотрудниками прокуратуры. Ввиду сложностей с определением ответственных за содержание трасс и отсутствием целевых программ водоемы Тюменской области и далее будут перманентно загрязняться вредными веществами с нелегальных транспортных путей.

«Правда УрФО» продолжит следить за развитием событий.

Следите за новостями «Правды УрФО» в наших соцсетях: Telegram-канале, на Дзене, в Одноклассниках и во ВКонтакте.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости правды
Правда о спорте
Мнения о правде
Правда жизни