В Ямало-Ненецком округе констатируют взрывной рост числа жалоб и проверок в отношении ООО «АрктикСтройМост». В региональной прокуратуре сообщили, что с начала 2017 года от сотрудников компании поступило несколько десятков обращений, которые, прежде всего, связаны с невыплатой заработной платы. Прокуроры Нового Уренгоя также проводили проверки по фактам нарушения трудовых прав. По словам правоохранителей, вопросы о взыскании долгов в пользу экс-работников предприятия решаются зачастую в судебном порядке. В надзорном ведомстве отметили, что директор проблемной компании Сергей Кузьмин неоднократно привлекался к административной ответственности по различным частям статьи КоАП РФ «Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права».
О многочисленных обращениях от сотрудников недобросовестного работодателя говорят и в Государственной инспекции труда ЯНАО. В связи с этим каждые 2-3 недели проводятся внеплановые проверки. По словам представителей надзорного органа, ситуация на предприятии не менялась в лучшую сторону с апреля 2016 года, когда после личного участия во внеочередной инспекции врио руководителя трудовой инспекции на Ямале перед работниками была погашена существенная часть задолженности. Однако в дальнейшем никаких подвижек не произошло. Более того, руководство компании не выходит на связь ни с сотрудниками, ни с представителями контролирующих органов.
Заявления о невыплатах зарплат поступают также в Следственный комитет ЯНАО. Отметим, спустя полторы недели после обращения следственного отдела по Новому Уренгою о поиске вахтовиков, не получивших от ООО «АрктикСтройМост» законного вознаграждения, откликнулось уже 12 человек. По данным следователей, с января 2015 года по апрель 2016 года руководство компании не выплатило более чем 1,4 тыс. работникам свыше 278 миллионов рублей. Причем имея реальную возможность расплатиться, топ-менеджмент умышленно задерживал зарплаты более двух месяцев. По признакам состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 145.1 УК РФ «Частичная невыплата свыше трех месяцев заработной платы, совершенная из корыстной или иной личной заинтересованности руководителем организации», заведено и расследуется уголовное дело.
Вопрос задолженностей перед сотрудниками компании «АрктикСтройМост» находится на постоянном контроле у антикризисного штаба при губернаторе Ямало-Ненецкого автономного округа Дмитрии Кобылкине и у антикризисного штаба при главе муниципального образования город Новый Уренгой Иване Костогризе, сообщили «Правде УрФО» в пресс-службе губернатора. В правительстве региона также отметили, что на сайте Государственной инспекции труда по Ямало-Ненецкому автономному округу в списке недобросовестных работодателей присутствует и «АрктикСтройМост». Тем не менее, эффект от контроля со стороны высокопоставленных лиц на данный момент нулевой.
«До сложившейся ситуации с задолженностью по заработной плате компания «АрктикСтройМост» имела широкую географию своей деятельности – от Удмуртии до Дальнего Востока. Кроме того, в своем большинстве сотрудники компании работали вахтовым методом и не являлись жителями Ямало-Ненецкого автономного округа», – подчеркнули в пресс-службе главы арктической автономии.
В правительстве также обратили внимание, что определением Арбитражного суда ЯНАО от 26 июля 2016 года в отношении предприятия введена процедура наблюдения. Согласно судебным документам, в настоящее время компании выдано 156 исполнительных документов о погашении долгов по заработной плате на общую сумму 16 млн рублей. Временный управляющий заявил о созыве первого собрания кредиторов должника в Москве 22 февраля 2017 года. На заседании планируется принять решение о введении следующей процедуры процесса банкротства и об обращении в арбитражный суд с соответствующим ходатайством. По словам юристов, как правило, после процедуры наблюдения идет стадия финансового оздоровления, однако в судебной практике встречаются случаи, когда от наблюдения осуществляется переход к внешнему управлению либо конкурсному производству.
Отметим, с 2014 года ООО «АрктикСтройМост» выступило ответчиком в шести делах о банкротстве, инициированных ООО «АвтоТрансЛогистик», ООО «Сервис тяжелых машин», ООО «Логистика северо-европейских газопроводов», ООО «Компания ИмПарт», ООО «Первая инжиниринговая компания» и ООО «Уренгойгидромеханизация». За последние 12 месяцев компания также стала ответчиком по 85 гражданским искам на общую сумму порядка 911 млн рублей.
«АрктикСтройМост»
Между тем бывшие работники «АрктикСтройМоста» заявляют о многочисленных фактах нарушения трудовых прав на страницах социальных сетей и форумов. «Люди! Не вздумайте устраиваться в «АрктикСтройМост»! Сплошное кидалово! Зарплату не платят, отпускные не платят, рабочих за быдло считают! Обходите стороной!» – предупреждают пользователи одной из соцсетей.
В беседах с «Правдой УрФО» ряд бывших работников компании отметили, что получить не удалось лишь часть социальных выплат. Так, уволившиеся заявляли об «отсутствии расчета отпускных выплат и компенсаций за неиспользованные дни». «Не выплатили компенсацию за неиспользованный отпуск 5 дней при увольнении, а так, по счастливой случайности, все приходило», – рассказал изданию один из экс-сотрудников недобросовестного работодателя.
Как ранее сообщала «Правда УрФО», ООО «АрктикСтройМост» занималось строительством моста через реку Надым в рамках создания Северного широтного хода. Позднее компания рассчитывала получить контракт на завершение строительства, однако победителем стал «Мостострой-11». Более того, под пристальное внимание правоохранителей и региональных властей предприятие попадало и осенью 2016 года, когда усугубилась ситуация с долгами перед работниками.
«Правда УрФО» следит за развитием событий.
Справочно:
Согласно выписке из ЕГРЮЛ, 100% уставного капитала в 20 тыс. рублей ООО «АрктикСтройМост» (зарегистрировано в Новом Уренгое, ЯНАО) принадлежит Сергею Кузьмину. По итогам 2014 года чистый убыток составил около 920,7 млн рублей. Собственный капитал имеет отрицательное значение (-602,9 млн рублей). В 2015 году предприятие полностью принадлежало СП «Фоника» (владеет «Мостостроем-12»).