- Правда УрФО - https://pravdaurfo.ru -

«Корпорация развития» продавливает акционеров на старые «коррупционные проекты»

Топ-менеджер АО «Корпорация развития» Сергей Новицкий в «эксклюзивном интервью» изданию «ВВП» сообщил о планах в близкой перспективе реанимировать ряд проектов компании, среди которых ТЭС «Полярная», предприятие «Полярный кварц» и железнодорожная ветка сообщением Полуночное – Обская-2. Примечательно, что сайт журнала, организовавшего диалог с управленцем, находится на реконструкции уже около полугода. Трансляция связи с аудиторией по данному каналу давно не ведется. Текст интервью адресатам «программного манифеста» Новицкого был доведен с помощью массовой интернет-рассылки на фоне апогея жесткой критики «КР» и ее действующего руководства со стороны акционеров.

ТЭС «Полярная»

Свою основную функцию Сергей Новицкий видит в том, чтобы «нацелить коллектив корпорации на выполнение новых задач». Однако топ-менеджер не уточнил, каким именно образом будет осуществляться выполнение озвученного приоритета. Заявление руководителя с сарказмом восприняли его подчиненные.

«Что за новые задачи ставит исполняющий обязанности директора Сергей Новицкий? Он три года проработал в «КР», один из них при этом провел на больничном. Коллектива, по сути, уже нет. Акционеры прозрачно дают понять, что не желают иметь ничего общего с созданным ими самими проектом. Кураторы в лице полпредства президента РФ в УрФО, по всей видимости, покидают набсовет [1]. «Единороссы» отказываются даже от условного кураторства строительства Северного широтного хода [2]. Все юристы и спецы по проектам СШХ уволены. Еще часть работников пишет заявления буквально сейчас. Суды проигрываются, деньги разбазариваются [3]. Сам Новицкий со скандалом меняет офис в Москве, пытаясь не заплатить предыдущему арендодателю. К слову, в новом месте дислокации есть сауна, бильярдная и даже небольшой бассейн, вероятно, для более четкого нацеливания оставшихся 25 сотрудников на выполнение грандиозных задач», – иронизирует один из действующих сотрудников корпорации.

Рассуждая о необходимости строительства ветки Полуночное – Обская-2, выполняющей функции подъездной магистрали к СШХ, господин Новицкий обрисовал радужные перспективы железной дороги длиной 800 километров. По словам управленца, с вводом железнодорожного пути по всей его длине «будут разрабатываться месторождения полезных ископаемых». Вся проектная документация, утверждает топ-менеджер, «находится в базе единой группы заказчика в Федеральном агентстве железнодорожного транспорта (ФАЖД)». «Поверьте опыту человека, который работал начальником департамента в РЖД: там, где есть дорога, – там есть жизнь, и на выходе этот проект обязательно станет прибыльным», – с пафосом утверждает глава «КР», одновременно признавая, что «сейчас кризис, проблемы с инвестициями».

Эксперты между тем подвергают планы Сергея Новицкого уничижительной критике. Собеседник агентства в ОАО «РЖД» прямо указывает на бесперспективность проекта, по крайней мере, до тех пор, пока не будет построен СШХ, будущее которого в настоящее время туманно [4].

«Проект дороги от Полуночного до Обской обсуждали тысячу раз. Я не знаю, нашли ли документацию, которую в свое время потеряли в ФАЖД, но с учетом вероятной временной заморозки СШХ (а, как известно, нет ничего более постоянного, чем временное) о строительстве этой ветки можно забыть. Новицкий, видимо, не понимает, что проект не получит финансирования, пока он сам не найдет и не приведет к акционерам инвестора, защитит перед ним проект, не обоснует привлекательность планов и не убедит в том, что все вложения вернутся обратно, и когда именно стоит рассчитывать на дивиденды от инвестиций. Мы же видим, как топ-менеджер «КР» обосновывает проект потенциальным его участникам: «Где есть дорога, там есть жизнь, и на выходе он обязательно станет прибыльным». Нечего сказать, весомый аргумент. Хоть бы на карту посмотрел, чтобы понять, где он намерен строить дорогу, и почему туда должны ехать люди, чтобы жить вдоль этого пути. При этом Новицкий забывает, что любой проект утверждает, насколько знаю, набсовет, и я не удивлен появлению информации о его лишении права самостоятельно чем-либо распоряжаться. С таким подходом он способен просто подвести акционеров под монастырь», – прокомментировал изданию бывший коллега Сергея Новицкого в управленческих структурах РЖД.

Северный широтный ход

В качестве «самого крупного и амбициозного проекта», который, по словам топ-менеджера, проходит этап «реанимации», глава «КР» называет ОАО «Полярный кварц» в ХМАО-Югре. Строительство предприятия по разработке кварцевого месторождения ассоциируется у экспертов и правоохранителей с многочисленными злоупотреблениями и вероятным активным использованием коррупционных схем. В частности, бывший директор общества Александр Митрофанов после возникновения к нему предметного интереса со стороны компетентных органов инсценировал свою смерть и нелегально эмигрировал в Израиль, где скрывался на протяжении пяти лет [5]. В отношении экс-управленца в 2011-2012 годах было возбуждено несколько уголовных производств, он был арестован, однако затем выпущен под залог. «Возродить» Митрофанова удалось случайно при попытке получения им американской визы, однако для российского правосудия он оказался недоступен.

Тем не менее, «коррупционный бэкграунд» нисколько не смущает Новицкого, пытающегося перезапустить проект под предлогом федерального тренда: «Сегодня в основном продукцию из кварца производят американцы, но с учетом санкций жизненно необходимо импортозамещение». Близко знакомые с обстоятельствами работ на «Полярном кварце» собеседники издания управленцу не верят и уличают и.о. гендиректора в профанации.

«У «КР» есть проект на севере Урала, где нет дорог, но есть завод, с самого начала реализации генерирующий убытки. Закопанные в «Полярный кварц» миллиарды рублей ХМАО остаются памятником безрассудства управленцев. На мой взгляд, предприятие, производившие колоссальные убытки сначала для Югры, а после передачи в уставный капитал корпорации – для всех акционеров, требует огромных финансовых вливаний в развитие инфраструктуры, причем после утверждения бизнес-плана и обоснования инвестиций. Новицкий говорит о новейших лазерных технологиях, которые он там якобы намерен применить. В чем он их намерен применять? В очистке кварца? Нет таких технологий на текущий момент, и они вряд ли появятся при жизни Новицкого. Будучи непрофессионалом, он, вероятно, не понимает, что продукция комбината из-за логистики в тысячу километров и при отсутствии дорог никому не нужна. Тем более есть значительно более доступный производитель кварцевой продукции в Кыштыме [6]. Какой инвестор будет вкладывать деньги в этот проект? С тем же успехом можно было бы заявить о планах стройки на Луне», – категорически отреагировал на озвученные намерения собеседник издания, близкий к набсовету «Корпорации развития».

Еще одним, по оценкам высокопоставленных читателей интервью топ-менеджера, прожектом Новицкого стала инициатива продолжения строительства ТЭС «Полярная» около Салехарда. Возведение станции было фактически заморожено в конце 2015 года на фоне вероятных миллиардных хищений бюджетных средств и сомнительной отдачи от проекта. Однако нынешний глава «КР» уверен, что решение о стагнации стройки «было ошибкой»: «В результате этой остановки прекратилось финансирование объекта, и я сейчас предпринимаю все усилия, чтобы этот проект реанимировать». Новицкий, в частности, упомянул о встречах с «нашими чешскими товарищами» («Чешский экспортный банк» («ЧЭБ») – кредитор банкротной «дочки» «КР» ООО «Энергетическая компания «Урал Промышленный – Урал Полярный» [7]. – Прим. ред.), с которыми якобы намерен возрождать строительство ТЭС: «Выбор ведь важный: или зарыть 12,5 миллиарда в землю, или вложить еще и достроить этот объект, сдать его в эксплуатацию».

И.о. гендиректора «Корпорации развития» Сергей Новицкий

При этом руководитель «КР» предпочел не вспоминать слова губернатора ЯНАО Дмитрия Кобылкина, сказавшего, что стройка ТЭС «Полярная» – «грязная схема с определенными целями», в которой ему не хочется участвовать, хотя изначально он был наиболее активным сторонником реализации проекта. Тем не менее, отраслевики крайне удивлены информацией о самостоятельных переговорах Новицкого с чехами, а не акционеров, набсовета и Минэнерго в лице его главы Александра Новака. «Возможно, пока еще действующий руководитель уже начал находить с чешским банком какие-то закулисные финансовые схемы?» – задаются вопросом эксперты.

По словам одного из участников рынка, знакомого с ходом строительства ТЭС «Полярная», достроить станцию уже физически невозможно и финансово нецелесообразно.

«После того, как чехи покинули стройплощадку, все брошенное там оборудование две зимы простояло посреди тундры. Хоть чуть-чуть понимающий в энергетике и строительстве человек осознает, что с этим уже ничего нельзя сделать, если не вложить еще 30 миллиардов рублей. ТЭС «Полярная» можно было достроить в 2013 году, в 2015 году ее еще с трудом, но можно было реанимировать, сейчас это уже маловероятно. Чтобы понять это, достаточно съездить туда и посмотреть: оттаявшие сваи, оборудование, брошенное на улице под открытым небом. Фактически все 300 миллионов евро «ЧЭБ» плюс проценты остались закопаны в тундре. Причем, сделать с этой площадкой сейчас уже ничего невозможно. Турбины изначально были б/у, теперь их только выкинуть. То, что PSG International не успела поставить, сдали в металлолом. Проблема в том, что даже если что-то пригодное осталось, везти его на большую землю финансово нецелесообразно. Там была маленькая турбина и котлы, ее пытались продать в начале 2015 года. Можно было отбить около 18-20 миллионов евро, но сделка так и не состоялась», – рассказывает собеседник «Правды УрФО» в руководстве одной из федеральных энергетических компаний.

Источник указывает, что все проблемы с этой «стройкой века» возникли из-за неправильного проектирования. Непрофессиональный подход эксперт предполагает и в отношении других проектов «КР».

«Изначально за проект станции было заплачено в 3-4 раза ниже рыночной цены и на выходе получил соответствующий результат. Изыскания никто не делал, экономили, поэтому, когда начали строить, попали на подводную речку. Не исключаю, что так же проектировался «Полярный кварц». В любом случае Салехарду нужна своя генерация. Конечно, не 300 МВт, но она должна быть, даже несмотря на строительство ветки Надым – Салехард», – резюмировал эксперт.

Роль Сергея Новицкого в строительстве инфраструктуры по шестистороннему соглашению с «Транснефтью» [8] собеседники издания считают завышенной. Непосредственные участники возведения объектов в районе трубопровода Заполярье – Пурпе отмечают, что работы ведутся, хотя и с отставанием от изначальных планов. Заявления топ-менеджера о личном перманентном кураторстве специалисты опровергают.

«Тут не все так уж хорошо. Проект действительно курировал и курирует Новицкий. Но он реализовывался и реализуется не благодаря его участию в нем, а, скорее, вопреки. Об этом вам расскажет любой управленец среднего звена в Новом Уренгое. Постоянное нахождение «куратора» в отпусках и на больничном, как вы понимаете, не особо позитивно сказывается на рабочих процессах и оперативном решении проблем, которых требует масштабная стройка», – говорит один из участников строительства.

Собеседник издания в правительстве одного из акционеров «Корпорации развития» развеивает иллюзии, изложенные и.о. гендиректора в интервью. По словам высокопоставленного аппаратчика, «коррупционный шлейф старых проектов настолько серьезен, что ставит под сомнение само существование корпорации в будущем и, по крайней мере, ее участие в масштабных стратегических разработках уровня СШХ [9]». В заявлениях топ-менеджера управленец «отмечает не только стремление выдать желаемое за действительное и ввести в заблуждение потенциальных инвесторов, но и возможную личную заинтересованность финансового характера». Однако уже в ближайшее время деятельность Сергея Новицкого на посту главы «КР» «может быть не только ограничена жесткими финансовыми рамками [10], но и привести к фатальным для него последствиям».

«Правда УрФО [11]» продолжит следить за развитием событий.