«Ростех» разберет КМЗ по запчастям

Аналитики отрицают возможность самостоятельного улучшения финсостояния завода

Попытки руководства ОАО «Курганмашзавод» (КМЗ, находится под управлением «Концерна «Тракторные заводы» Михаила Болотина) выйти из предбанкротного пике с помощью запуска в 2017 году производства гражданской техники и организации капремонта продукции военного назначения обречены на провал. Учитывая критическую долговую нагрузку КМЗ, неэффективную работу менеджмента и нехватку оборотных средств, перепрофилирование бизнеса на данном этапе может лишь «усугубить кредитное рабство» одного из крупнейших в России участников оборонно-промышленного рынка, считают эксперты. Аналитики выражают серьезные сомнения в том, что запуск новых мощностей, несмотря на надежды правительства Курганской области, позволит улучшить экономическое состояние самого предприятия, не говоря уже о целом регионе. Фактически единственной альтернативой для спасения производства, по мнению специалистов, способна стать смена владельца. Избежать надвигающегося банкротства «Курганмашзавод» сможет лишь в случае экстренной передачи активов госкорпорации «Ростех», что в настоящее время обсуждается на федеральном уровне.

В марте 2017 года «Курганмашзавод» начнет выпуск новой гражданской техники. Как пояснили «Правде УрФО» в Департаменте промышленности, связи, транспорта и энергетики Курганской области, в проект по расширению мощностей для создания сборочного производства гражданской продукции будет вложено 200 млн рублей. В частности, предприятие займется выпуском новых моделей семейства гусеничных транспортных машин ряда ТМ и машин на их базе. Кроме того, руководство предприятия сообщило правительству региона о намерении расширить выпуск семейства малых коммунально-строительных машин (МКСМ) и освоенных в производстве прицепов для легковых автомобилей. В ведомстве отметили, что проектная мощность предусматривает дополнительный объем изготовления продукции на сумму 850 млн рублей в год.

В декабре 2017 года зауральский актив «Концерна «Тракторные заводы» (КТЗ) в рамках диверсификации производства начнет организацию ремонта продукции военного назначения (ПВН). По словам собеседников издания в отраслевом ведомстве, на предприятии будут проводить средний и капитальный ремонты ПВН, выпускаемой КМЗ.

Отметим, в настоящее время на «Курганмашзаводе» складывается весьма сложная финансовая ситуация, связанная с колоссальной долговой нагрузкой, а также неэффективным финансовым и сбытовым менеджментом. Усугубляется она даже на фоне обеспеченности заказами Минобороны РФ. Так, при росте объемов гособоронзаказа машиностроительный завод увеличил убытки по итогам 9 месяцев 2016 года на 700 млн рублей. При этом спрос на продукцию оборонно-промышленного комплекса (ОПК) в настоящее время гораздо выше, нежели на гражданскую, которую КМЗ начнет выпускать уже в марте. В связи с этим аналитики усматривают ряд рисков, сопряженных с введением новых мощностей.

«Учитывая повышенное внимание к нуждам оборонки, думаю, без заказов компания не останется. А вот оценить их краткосрочную отдачу – вопрос более сложный. Думается все же, что кардинально ситуация может измениться после смены собственника. Отмечу, что спрос на гражданскую продукцию ниже, к тому же он во многом определяется господдержкой по программам обновления гражданской машиностроительной продукции, приоритет которых ниже оборонки», – отметил начальник аналитического управления компании «Арсагера» Артем Абалов.

Эксперт также указал, что быстрых результатов в части финположения ожидать не стоит. Для начала необходимо стабилизировать текущую ситуацию, взять под контроль затраты, реструктуризировать кредиты и, исходя из этого, планировать свою работу. Серьезные сомнения в отношении реальной финансовой отдачи новых мощностей КМЗ высказывает и эксперт-аналитик АО «Финам» Алексей Калачев.

«Учитывая, что обсуждается передача в «Ростех» оборонных активов «Тракторных заводов», включая КМЗ, а выпуск гражданской продукции должен остаться в концерне, запуск новых гражданских проектов на КМЗ выглядит, на первый взгляд, странно. Впрочем, эти проекты – скорее, информационный повод для позитивной прессы, чем реальное производственное событие, так как объемы инвестиций в новые производства несопоставимы с финансовыми проблемами предприятия», – отметил собеседник издания.

По мнению Алексея Калачева, проект по расширению мощностей для создания сборочного производства гражданской продукции стоимостью в 200 млн рублей несоизмеримый по объемам с чистым убытком, полученным по итогам 9 месяцев 2016 года в размере 2,2 млрд рублей. Организация капитального и среднего ремонта ПВН на предприятии, ее производящем, также не потребует больших вложений. Артем Абалов добавил, что в случае убыточности завода источником серьезных инвестиций могут стать либо средства акционеров (вносимые через допэмиссию акций), либо новые кредиты. При этом аналитик подчеркнул, что со стороны «Ростеха» логично было бы вкладывать деньги после получения контроля над предприятием.

В текущий момент сохраняется высокий риск роста кредитной нагрузки на КМЗ, даже с учетом обстоятельства, что планируемые затраты на расширение производства не слишком заметны на фоне уже имеющейся долговой нагрузки. Так, по состоянию на 30 сентября 2016 года общая сумма заемных средств составляла 11,2 млрд рублей, а кредиторская задолженность – 34,5 млрд рублей (причем свыше 5 млрд – просроченная).

«Лишние 200 миллионов рублей картину не приукрасят, но и не сильно испортят. Переход в ведение госкорпорации – пожалуй, единственный путь, чтобы избежать банкротства завода. В рамках «Ростеха» появляется надежда на докапитализацию предприятия и реструктуризацию его долгов. Без этих мер новые проекты вряд ли смогут существенно улучшить положение КМЗ», – подытожил Алексей Калачев.

Учитывая сложную финансовую ситуацию на предприятии, сотрудники КМЗ неоднократно сталкивались с задержками заработных плат. Сегодня в трудовой инспекции Курганской области «Правде УрФО», обратившейся за информацией о новых жалобах сотрудников зауральского лидера ОПК, сообщили, что работник, отвечающий за взаимодействие со СМИ, находится на больничном. Найти обладающего сведениями специалиста в ведомстве не смогли. В дальнейшем телефоны профильных отделов трудинспекции не отвечали.

Наряду с негативными финансовыми прогнозами в Арбитражный суд Курганской области продолжают поступать претензии со стороны контрагентов в отношении КМЗ. С начала 2017 года в арбитраж уже поданы иски о взыскании долгов от ООО «Сибнефтехим» и ООО «Группа Ренессанс Страхование». Отметим, в 2016 году в связи с нарушением сроков и порядка оплаты товаров на коммерческого директора КМЗ завели административное дело.

 «Правда УрФО» продолжит следить за развитием событий.

Следите за новостями «Правды УрФО» в наших соцсетях: Telegram-канале, на Дзене, в Одноклассниках и во ВКонтакте.

1 комментарий к “«Ростех» разберет КМЗ по запчастям”

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости правды
Правда о спорте
Мнения о правде
Правда жизни