Екатеринбург отказался от тарифов на тепло

Горадминистрация поддержала реформу теплоснабжения

Екатеринбург станет одной из первых территорий, где будет испытана новая модель рынка тепла. Горадминистрация заявила о поддержке соответствующей реформы, а согласие местных чиновников является одним из основных условий перехода муниципалитета к новой системе регулирования. В Минэнерго РФ уверяют, что практически все регионы поддерживают нововведения, однако законопроект вызвал критику среди депутатов Госдумы. Профильный комитет нижней палаты федерального парламента озвучил риски роста тарифов и создания преференций для крупных генерирующих компаний. Впрочем, в Думе с определенными оговорками поддерживают реформу, указывая на необходимость привлечения колоссальных инвестиций в теплоснабжение страны. 

Власти Екатеринбурга поддержали переход города к целевой модели рынка тепла. По словам замглавы администрации муниципалитета Алексея Кожемяко, новые механизмы регулирования позволят решить проблему недофинансированности отрасли, что говорит о готовности мэрии обкатать нововведения.

«В настоящее время очевидной является необходимость серьезной модернизации системы теплоснабжения. Ведутся поиски наиболее эффективных способов и источников проведения такой модернизации. Один из вариантов – концепция «альтернативной котельной». К плюсам такого подхода следует отнести ограничение непрерывного роста тарифов на тепловую энергию, создание конкуренции на рынке, что в конечном итоге положительно повлияет на баланс интересов потребителей и производителей тепла», – считает Алексей Кожемяко.

По мнению чиновника, реализация концепции альтернативной котельной обеспечит необходимый приток инвестиций в отрасль, будет способствовать внедрению оптимальных решений в сфере теплоснабжения и повышению надежности, качества теплоснабжения.

Напомним, переход к новой модели, по мнению разработчиков законопроекта, должен привести к увеличению вложений в отрасль за счет создания прозрачных и долгосрочных правил игры для инвесторов. Одним из основных нововведений реформы является уход от традиционного регулирования тарифов в отрасли и создание условной конкурентной среды. В частности, поправки предполагают отмену системы «затраты плюс» и установление верхней, предельной стоимости тепла, которая будет рассчитываться индивидуально для каждой территории. Ее предлагается определить на уровне стоимости гигакалории, получаемой от условной альтернативной котельной. Альтернатива в данном случае подразумевается централизованному теплоснабжению. Соответствующие поправки 16 декабря Госдума РФ приняла в первом чтении. Однако председатель комитета ГД по энергетике Павел Завальный заявил о рисках принятия поправок в ФЗ «О теплоснабжении», которые предполагают переход к целевой модели рынка тепла. Свои опасения комитет изложил в заключении к реформе, подготовленном к первому чтению законопроекта.

«Основными достоинствами предлагаемого метода «альтернативной котельной» являются возможности прекращения прироста тарифов в процентах от предшествующего уровня, оценки необходимости повышения тарифов не по предъявляемым затратам, а по конкурентоспособности системы теплоснабжения, некоторой имитации ценовой конкуренции, создания предпосылок для снижения стоимости тепла от самых дорогих энергоисточников», – говорится в заключении комитета Госдумы по энергетике.

По мнению Павла Завального, дальнейшая проработка законопроекта возможна только с условием исключения некоторых рисков. Среди основных депутат привел создание более выгодных условий для крупных генерирующих компаний в ущерб небольшим игрокам, увеличение стоимости тепла и, соответственно, риск роста бюджетных расходов на субсидирование населения.

«По сути, это нецелевое расходование бюджетных средств на повышение доходности и капитализации крупных генерирующих компаний. Цена тепловой энергии для потребителя может не соответствовать фактическим затратам на ее производство и поставку, что недопустимо в условиях снижения темпов роста экономики, сдерживания тарифов и снижения платежеспособности граждан», – аргументирует профильный комитет ГД.

Согласно мнению комитета Госдумы по ЖКХ, основной риск – рост стоимости теплоэнергии – может быть нивелирован властями самого субъекта, в котором будет применяться метод «альткотельной».

«Возможность перехода на ценообразование по новому методу предусмотрена только по согласованию с органами власти субъекта Российской Федерации и муниципального образования и является дополнительной к существующей системе тарифного регулирования. При таком подходе органы государственной власти субъекта РФ и муниципального образования на стадии подготовки к принятию решения оценивают возможные социальные риски и принимают меры для их минимизации. При дальнейшей работе над законопроектом необходимо особое внимание уделить обеспечению согласованности норм будущего закона с законодательством о предельных индексах изменения размера платежа граждан за коммунальные услуги», – говорится в заключении комитета по ЖКХ.

Несмотря на озвученные опасения, профильные структуры Госдумы поддерживают законопроект. По мнению депутатов, новая регуляторика решает проблему прогнозируемости тарифа на период, достаточный для принятия серьезных инвестиционных решений (10-15 и более лет) и создает реальные предпосылки для притока финансирования в объекты теплоснабжения, существенно не меняя уже сложившихся взаимоотношений в отрасли. Отметим, общий объем инвестиций, необходимый рынку на сегодня, оценивается в 2,5-3 трлн рублей при оборотах не более 1,5 трлн рублей.

Эксперты, в свою очередь, не считают, что реформа уже в действующем виде приведет к перекосу рынка в пользу крупных генерирующих компаний. По мнению заместителя руководителя экономического департамента «Института энергетики и финансов» Сергея Кондратьева, действующие механизмы регулирования, напротив, ведут к смещению в пользу владельцев котельных.

«Сейчас происходит смещение в пользу владельцев котельных, которыми, как правило, являются муниципалитеты. Зачастую это старые неэффективные мощности, которые получают высокий тариф. Причем получают они его не за счет, скажем, налоговых платежей, а за счет средств потребителей. То есть перераспределение происходит внутри «котла». Реформа же предполагает балансировку. Конечно, я допускаю некую монополизацию рынка, однако рост тарифов маловероятен – у крупных генераторов создается экономия на масштабах. То есть внутренние расходы на гигакалорию у них меньше, соответственно, это сыграет свою роль в формировании тарифов. При должном контроле создастся понятное и прозрачное ценообразование, в чем заинтересованы как инвесторы, так и потребители», – считает Сергей Кондратьев.

По мнению собеседника издания, в качестве пилотных регионов наиболее подойдут мегаполисы Урала, Сибири и Поволжья, что обусловлено как продолжительной зимой, так и инвестпривлекательностью этих территорий для генерирующих компании.

«Полагаю, что это должны быть развитые города с населением от 500 тыс. человек и более. Однако Москва и Санкт-Петербург мало подходят для этого. Во-первых, рынки здесь крайне специфичны, во-вторых, испытание нововведений в «тепличных» условиях столицы может показать некорректные результаты», – резюмировал эксперт.

Впрочем, в Минэнерго РФ пока предпочитают не говорить о конкретных «пилотах», хотя указывают, что все регионы направили положительные отзывы на реформу. Так или иначе, субъекты, которые первыми испытают на себе новую модель рынка тепла, будут определены только после принятия поправок. Отметим, что Госдума планирует провести второе чтение законопроекта уже в январе.

«Правда УрФО» продолжит следить за развитием событий.

Следите за новостями «Правды УрФО» в наших соцсетях: Telegram-канале, на Дзене, в Одноклассниках и во ВКонтакте.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости правды
Правда о спорте
Мнения о правде
Правда жизни