Экополитика ЯНАО ударила по КМНС

В регионе сократились пастбища и рыбные ресурсы

Истощение природных ресурсов в Ямало-Ненецком автономном округе ослабляет экологическую безопасность региона и оставляет без средств существования коренные малочисленные народы Севера. Ученые указывают на деградацию растительного покрова Ямала и стремительное сокращение популяции ценных видов рыб. Для восстановления ресурсов автономии потребуются десятки лет и колоссальные финансовые затраты. Представители научного сообщества заявляют о том, что своевременные меры властей могли предотвратить критическое состояние окружающей среды. Депутаты, в свою очередь, считают, что к массовому уничтожению пастбищ привели необдуманные решения правительства региона, а неэффективная работа надзорных ведомств повлекли загрязнение водных объектов и интенсификацию браконьерства, в результате чего резко сократилась численность ценных видов рыб. Ученые указывают на негативные последствия убыли природных ресурсов для этносов, основным видом деятельности которых является оленеводство и рыболовство. Общественники добавляют, что без диалога с представителями коренных малочисленных народов Севера власти в решении экологических проблем могут прийти к социальному взрыву.

Сегодня, 15 декабря, депутаты Законодательного собрания ЯНАО на последнем заседании осенней сессии приняли законопроект об аквакультуре и рыболовстве. Документ позволяет коренным малочисленным народам севера (КМНС), осуществляющим традиционное рыболовство, свободно и бесплатно использовать все водные объекты. Однако запрет на добычу редких и находящихся под угрозой исчезновения видов водных биоресурсов продолжит действовать и после вступления закона в силу. Таким образом, один из наиболее острых конфликтов, связанных с ущемлением интересов коренных ямальских жителей, сохранится и после принятия закона.

Губернатор ЯНАО Дмитрий Кобылкин

Между тем дискуссии ученых и представителей исполнительной власти ЯНАО о состоянии хрупкой арктической экологии на Ямале указывают на необходимость дальнейшего закручивания гаек как в сфере рыболовства, так и в сфере оленеводства. Причиной кардинальных мер по запрету на вылов ценных видов рыб является истощение природных ресурсов автономии. В 2016 году в ЯНАО получен рекордный улов в 9,5 тыс. тонн, но это так называемая «черная рыба» – щука, карповые, корюшка и другие. Между тем восстановление таких видов, как осетр и муксун, теперь невозможно без искусственного воспроизводства. Для сохранения ценных водных биоресурсов необходимо усиливать охрану мест зимовок и нереста. Как отмечают эксперты Уральского института экологии растений и животных, популяции речных сиговых рыб Оби уникальны в мировом масштабе. Однако ни в ЯНАО, ни в ХМАО нет особо охраняемых природных территорий, направленных на сохранение экосистем уральских нерестовых рек, Обской и Тазовской губ. Если на Оби такие виды рыб, как пелядь, сиг-пыжьян и чир, могут быть восстановлены при реальной тотальной охране нерестовых стад (что и предполагается Правилами рыболовства), мест нереста и зимовки, то река Таз – новая боль Ямало-Ненецкого автономного округа, которую уже почувствовали жители Красноселькупского района. В результате чрезмерного промысла в нерестовых притоках верховьев Таза в 2016 году были единичные особи сиговых рыб, а в реке Худосей зашли крайне малочисленные стада пеляди и сига-пыжьяна. На Тазу с 2017 года промысел ценных сиговых рыб нужно закрывать, подчеркивают специалисты, минимум на 5 лет для сохранения их численности.

По мнению представителя ученого сообщества, для восстановления ресурсов ценных видов рыб необходимо менять законодательство в части финансовой поддержки. Например, компенсацию ущерба водным биоресурсам нужно осуществлять не только выпуском молоди, но и мелиорацией, созданием и содержанием маточных стад, строительством рыбозаводов. Важно поддержать «Собский» и «Югорский» рыбоводные заводы, ориентированные на создание маточных стад муксуна и осетра и выпуск молоди сиговых рыб в Обь.

Пока власти ждут предложений по спасению арктической экологии, ученые указывают на то, что истощение природных ресурсов можно было предотвратить. «Науку надо слушать, причем не доморощенную, а академическую. Ученые уже лет десять кричат о перевыпасе пастбищ. Но нужно было дождаться сибирской язвы, чтобы понять, что наука была права», – подчеркнул директор Уральского института экологии растений и животных Владимир Богданов.

По его словам, в результате перевыпаса произошла деградация растительного покрова Ямала. По данным Департамента по науке и инновациям ЯНАО, в течение последних 30 лет фактически уничтоженными оказались почти 820 тыс. га пастбищ. К настоящему времени оленеемкость пастбищ сократилась в 4 раза. Причем процесс их восстановления чрезвычайно долгий. Даже в случае ликвидации всего поголовья на полную регенерацию уничтоженных пастбищ потребуется не менее 50 лет. В 2016 году забой оленей увеличен, но численность не будет кардинально снижена.

Депутаты Законодательного собрания ЯНАО также указывают на то, что своевременные и обдуманные решения властей могли спасти от вымирания как флору, так и фауну арктического региона. Так, член ямальского парламента Елена Кукушкина считает, что перевыпас пастбищ обусловлен необдуманностью принятых правительством решений по неограниченному увеличению численности оленьего стада. Кроме того, депутаты считают, что неэффективная работа надзорных ведомств, которые должны контролировать деятельность нефтегазовых компаний, привела к загрязнению водных объектов в ЯНАО, что сыграло большую роль в сокращении популяций ценных пород рыб. Не меньший «вклад» в фактическое уничтожение рыбы внес недостаточный контроль над незаконным выловом водных биоресурсов.

«В данной ситуации коренные жители Ямала являются жертвами негативного воздействия на окружающую среду нефтегазовых компаний и браконьеров. Забирать у них муксуна и нельму – это совершенно неправильно. То же самое касается и оленей. Для коренных народов это и еда, и одежда, и средство передвижения. Но произошло то, что произошло, и теперь нужно идти на вынужденные меры, сокращая поголовье оленей и вводя запрет на вылов рыбы», – отметила Елена Кукушкина.

Одним из наиболее важных моментов при спасении ямальской природы является диалог с коренным населением. Об этом, в частности, говорит президент ассоциации коренных малочисленных народов Севера «Ямал – потомкам!» Эдман Неркаги. По словам общественника, власти совместно с делегациями ассоциации проводят встречи с представителями КМНС. «Нужно учитывать мнение аборигенов. Разумеется, сокращение объемов того или иного ресурса негативно сказывается на жизненном укладе местного населения. Конечно, сложно говорить об ущемлении интересов коренных жителей, когда есть угроза того, что при сохранении той численности оленьего стада ситуация может ухудшиться. Уже сейчас перевыпас сказывается на нехватке сортности мяса и на снижении иммунитета животных, а это в некоторой степени может поспособствовать болезням, например, той же сибирской язве. Местные жители это понимают и постепенно соглашаются с необходимостью сокращения поголовья. Но очень важно, что правительство ведет диалоги, потому что без мнения коренных народов может случиться социальный взрыв», – резюмировал глава ассоциации.

Как ранее сообщала «Правда УрФО», губернатор ЯНАО Дмитрий Кобылкин признал ситуацию в сфере рыболовства критической. Глава арктической автономии согласился с необходимостью взаимодействия с представителями КМНС при решении вопросов, связанных с восстановлением численности ценных пород рыб и оленьих пастбищ. Однако, по мнению общественников, экономические меры принимаются раньше, нежели власти и коренные жители Севера достигнут конечных компромиссов.

«Правда УрФО» продолжит следить за развитием событий.

Следите за новостями «Правды УрФО» в наших соцсетях: Telegram-канале, на Дзене, в Одноклассниках и во ВКонтакте.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости правды
Правда о спорте
Мнения о правде
Правда жизни