Курганских чиновников обвинили в «развитии браконьерства»

В Зауралье незаконно выловлено 5,5 тонны биоресурсов

Предприниматели Курганской области заявляют об усугублении непростой ситуации в рыбохозяйственном комплексе из-за распространения браконьерства. В Нижнеобском территориальном управлении Росрыболовства зафиксировали более полутора тысяч нарушений законодательства за 10 месяцев 2016 года. Несмотря на сокращение количества уголовных дел по сравнению с 2015-м, ситуация в регионе по-прежнему остается напряженной. По словам представителей зауральского сектора аквакультуры, незаконный вылов негативно отражается на предпринимательской деятельности и, в худшем случае, может обернуться банкротствами небольших промысловых предприятий. Помимо бюджетных потерь с распространением браконьерства, Зауралье несет экологические риски, следующие за неограниченным нелегальным выловом биоресурсов.

Курганская область терпит убытки в одном из приоритетных направлений регионального агропромышленного комплекса. По данным зауральского отдела госконтроля Нижнеобского территориального управления Росрыболовства, за 10 месяцев 2016 года выявлено более 1,5 тыс. нарушений законодательства, из которых 112 – в сфере оборота водных биоресурсов. Всего у нарушителей правил рыболовства изъято 5,5 тонны рыбы, рака и рачка и 2,5 тыс. запрещенных орудий лова, арестовано около 300 лодок и транспортных средств.

По выявленным фактам выписаны штрафы на сумму порядка 3,8 млн рублей, из которых к настоящему времени не удалось взыскать 800 тыс. рублей. К административной ответственности с начала 2016 года в Курганской области привлекли 23 организации, нарушившие профильное законодательство. Более того, инспекторы Росрыболовства передали правоохранителям 6 материалов по признакам состава преступления, предусмотренного статьей «Незаконная добыча (вылов) водных биологических ресурсов». Сейчас ведется следствие по 5 уголовным делам.

Инспекторы федерального надзорного ведомства уделяют особое внимание охране ценных водных биоресурсов – рачка артемии, обитающей в гипергалинных озерах Курганской области. Всего с начала 2016 года проведено 88 рейдов, в том числе 14 с участием сотрудников ОМОНа. По итогам надзорных мероприятий правоохранители выявили 33 нарушения правил рыболовства и изъяли 1,7 тонны артемии на стадии цист. По 4 эпизодам заведены уголовные дела по статье «Незаконная добыча (вылов) водных биологических ресурсов».

«В этом году уголовных дел меньше по сравнению с 2015 годом. В прошлом заведено порядка 20 дел о браконьерстве, и 10 человек привлекли к уголовной ответственности. Росрыболовство со своей стороны принимает меры по предотвращению незаконного лова. Мы информируем население и хозяйствующие субъекты об ответственности, предусмотренной за браконьерство. Департамент АПК тоже старается выполнять свои организационные функции в этом направлении. Определенные улучшения есть. У нас больше воды стало в водоемах и больше вылов. Но браконьерство все равно есть на территории Курганской области. Пики случаются весной, когда в больших количествах вылавливают рыбу из речных систем, и осенью, когда вырастает товарная рыба», – отметил в разговоре с журналистом «Правды УрФО» старший инспектор отдела государственного контроля, надзора, охраны водных биологических ресурсов и среды их обитания Алексей Коев.

По мнению руководителя морской программы Всемирного фонда дикой природы Константина Згуровского, для успешной борьбы с браконьерством региональным властям необходимо увеличивать финансирование мероприятий по предотвращению незаконной торговли, а также усиливать контрольные меры. При этом общественник считает, что вложение немалых сумм в воспроизводство водных биоресурсов вряд ли сможет принести положительные результаты, поскольку таким образом «чиновники фактически кормят браконьеров, увеличивая им добычу».

По словам Алексея Коева, в большинстве случаев от незаконного рыболовства страдают небольшие предприятия, которые занимаются розничными продажами в Курганской области, так как браконьерская рыба появляется на рынке по заниженным ценам. «Для крупных предприятий, таких как «Сибирская тема» или «Курганрыбхоз», организовавших полный цикл от выращивания до переработки, это не так актуально. Для небольших фирм, у которых нет возможности перерабатывать продукцию, остается лишь розница, и они теряют покупателей из-за более низких цен на браконьерскую рыбу. При этом килограмм пеляди (ценной промысловой породы) стоит от 100 до 180 рублей, карася – от 20 до 80 рублей», – отметил руководитель охранного отдела Росрыболовства.

О негативных последствиях для бизнеса в рыбопромысловой сфере заявляют и участники отраслевого рынка. В то время как законопослушные предприниматели вынуждены платить за квоты на вылов водных биоресурсов, за пользование рыбопромысловыми участками, обеспечивать заработные платы сотрудникам и исполнять налоговые обязательства, браконьеры не несут никаких существенных затрат, получая неограниченный объем рыбы и артемии.

«Допустим, предприниматель заплатил за квоту на вылов 5,5 тонны рыбы. Работая на определенном водоеме, например, озере, где промышляют браконьеры, он может и не получить запланированный и оплаченный объем биоресурсов. Бизнес несет потери и в итоге вообще может развалиться, компания будет нести убытки и обанкротится», – выразил опасения один из предпринимателей рыбохозяйственного сектора Курганской области.

Из-за браконьерства бизнес вынужден нести и дополнительные расходы на охрану. В территориальном управлении Росрыболовства отмечают, что с этой задачей не всегда справляются и крупные предприятия, привлекая для дополнительных рейдов правоохранителей. На легальных компаниях лежат и обязанности по соблюдению экологической сохранности водных объектов.

«Мы не подъезжаем близко к водоему, не нарушаем береговую линию, не загрязняем воду, не используем моторные средства и так далее. Браконьерам, если они уже нарушают, без разницы, они беспощадны к окружающей среде. Причиняя такой ущерб, они также могут привести к истощению запасов водных биоресурсов, к исчезновению видов, а это уже проблема экологического благополучия региона», – отмечает собеседник издания.

Распространение браконьерства сказывается не только на экологическом, но и финансовом состоянии региона. Экономисты указывают на то, что область не получает существенные объемы налогов, которые могли бы поступить в бюджет при легализации теневого сектора рыболовства. Однако оценивать ущерб зауральской казны от незаконной деятельности в рыбохозяйственном секторе не берутся ни в Росрыболовстве, ни в Департаменте АПК. Тем не менее, специалисты отмечают, что только на объемах незаконно добытой продукции теряются миллионы рублей.

«Регион из-за браконьеров теряет немало денег, но не меньше возможностей для пополнения казны теряется и в безграмотности чиновников Департамента АПК, которые не могут разумно организовать конкурсы по распределению рыбопромысловых участков и водоемов. В регионе остается много озер без хозяина, который мог бы обеспечивать там охрану, что, в свою очередь, способствует развитию браконьерства в Курганской области», – отметил эксперт рыбохозяйственного сектора.

«Правда УрФО» продолжит следить за развитием ситуации.

Следите за новостями «Правды УрФО» в наших соцсетях: Telegram-канале, на Дзене, в Одноклассниках и во ВКонтакте.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости правды
Правда о спорте
Мнения о правде
Правда жизни