Таможни УрФО разоряют бизнес

Фискальная структура переходит к «экстренным методам» выполнения плановых показателей

Уральское таможенное управление (УТУ) спешно пытается изыскать способы пополнения федерального бюджета. Проваленный план по перечислению средств в казну – по итогам полугодия структура недобрала около миллиарда рублей – с большой долей вероятности станет предметом обсуждения во время предстоящего визита в Екатеринбург нового главы ФТС Владимира Булавина. Пополнение бюджета как одну из ключевых задач руководитель ведомства обозначил президенту РФ Владимиру Путину. На Урале заявление главы федеральной службы расценили как карт-бланш на «выбивание из участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД) платежей любой ценой, невзирая на последующие судебные иски». Последствия не заставили себя ждать. Только в отношении Кольцовской таможни в 2016 году Свердловский арбитражный суд принял 19 исков, немалая часть которых касается требований к фискальному органу вернуть излишне внесенные платежи. Как показывает практика, зачастую инстанция встает на сторону истцов, но таможни это не останавливает – госструктура «улучшает» показатели, а судебные решения в дальнейшем использует как прикрытие от вопросов столичных проверяющих.

Арбитражный суд Свердловской области принял к производству исковое заявление «Каменск-Уральского металлургического завода» к Кольцовской таможне имени В.А.Сорокина. Истец требует признать недействительным решение таможенного органа о корректировке классификационного кода ввезенного в РФ товара, приведшее к уплате в бюджет дополнительных сумм. КУМЗ добивается возвращения платежей. Подобные дела только в отношении Екатеринбургской и Кольцовской таможен регистрируются арбитражом в 2016 году фактически в ежедневном режиме.

Под микроскоп фискального органа попадают не только карго-перевозчики, традиционно ввозящие товары народного потребления из Китая, Турции и Объединенных Арабских Эмиратов, и зачастую не имеющие в силу разных причин возможности оперативно представить все дополнительно запрашиваемые документы. В последнее время все больше исков поступает от предприятий, заказывающих оборудование исключительно для собственных нужд, в том числе импортозамещающих производств. При этом в условиях кризиса даже несколько сотен тысяч рублей, уплаченных сверх плана, для таких компаний являются ощутимым бременем.

«В нашем случае речь идет о сумме порядка полутора миллионов рублей. Мы ввезли из-за рубежа комплектующие – кристаллизаторы – для нового прокатного комплекса. Товар для нашей номенклатуры не новый, мы и ранее его не раз оформляли под одним и тем же кодом ТНВЭД, и никаких проблем не возникало. Однако недавно возник спор. Уже после выпуска комплектующих, на постконтроле, Кольцовская таможня неожиданно приняла решение об изменении классификационного кода, что вынудило нас понести дополнительные расходы. Разумеется, КУМЗ такой вариант не устраивает, тем более, мы и далее будем ввозить этот товар. Вынуждены были обратиться в суд», – рассказал «Правде УрФО» собеседник в руководстве каменск-уральского предприятия.

По оценкам участников рынка, резкое увеличение числа корректировок таможенной стоимости товаров и, следовательно, дополнительных платежей обусловлено «негласными распоряжениями руководства использовать малейшую возможность заставить предприятия доплачивать деньги – план прежде всего». В I полугодии 2016 года, по признанию начальника УТУ Вячеслава Голоскокова, уральское подразделение федерального ведомства перечислило в казну около 24,3 млрд рублей, недовыполнив план на 900 млн. Очевидно, что неутешительная статистика вполне может стать предметом интереса со стороны главы ФТС Владимира Булавина, чей визит на Урал, по последним данным, должен пройти «в конце августа – начале сентября».

Как отмечают представители отделов внешнеэкономической деятельности уральских предприятий и торговых фирм, «корректируют с начала текущего года буквально все, от одежды и обуви до свежих срезов цветов и промышленного оборудования». В качестве инструментария для понуждения к доплате таможни УрФО активно используют закрытую для декларантов информацию – профили рисков. Немалая часть из них касается минимальных цен, по которым разрешено ввозить тот или иной товар в соотношении «доллары за килограммы».

Даже наличие полного пакета документов, включая оригиналы прайс-листов предприятий-изготовителей, заверенных торгово-промышленными палатами зарубежных стран, экспортных таможенных деклараций, счетов-фактур и сопроводительных писем не гарантирует безболезненного прохождения таможенных процедур. Более того, в таможне исповедуют новые подходы контроля участников ВЭД – перенос акцентов на постконтроль, подразумевающий корректировки кодов и стоимости после выпуска, камеральные проверки, выезды на склады и в магазины.

«Доплачивать заставляют всеми возможными способами, не боясь судебных последствий. Тут все достаточно просто. Если раньше, до кризиса, когда внешнеэкономическая активность была высокой, инспектор профильного отдела мог закрыть глаза на какие-то спорные моменты, то сейчас он, поддерживаемый руководством, принимает решение о необходимости доплат даже в очевидных ситуациях, ссылаясь на профили рисков и внутритаможенную базу данных. Дальнейшие процессы никого не останавливают, несмотря на невысокий, с точки зрения профессионального сообщества, уровень юристов в таможенных органах. Большую часть дел таможни проигрывают. Но дело в том, что дополнительно взысканные деньги, а это в целом по управлению многие миллионы, включаются в отчеты и влияют на исполнение плана. Если потом суд заставит вернуть средства, то возвращать НДС и пошлину будет не таможня, а налоговая и казначейство. У таможни голова не болит, и личной ответственности у должностных лиц, по сути, никакой. Наоборот, все эти корректировки и доплаты затем используются как индульгенции при проверках. Инспекторы прямо указывают: «посмотрите, я отреагировал и заставил доплатить», – говорит экс-сотрудник руководящего аппарата одного из структурных подразделений УТУ.

В июле текущего года Вячеслав Голоскоков, подводя итоги работы за январь-июнь, озвучил статданные, согласно которым в федеральный бюджет таможни УТУ перечислили после дополнительных проверок таможенной стоимости 281 млн рублей, еще 38 млн – после проверок заявленных классификационных кодов, и 5,7 млн – после детального уточнения страны происхождения товаров. Именно данного «финансового массива» коснулось подавляющее большинство исковых заявлений со стороны участников ВЭД. Однако без указанных сумм недоимки федерального бюджета выглядели бы еще более серьезными.

«Не вижу никаких предпосылок к изменению ситуации. На рынке стагнация. В кризис деньги считают все. Активность участников и без того кратно упала, начиная с 2014 года. В условиях, когда твой товар, несмотря на абсолютно «белый» контракт и идеальные документы, с большой вероятностью пустят под пресс, чтобы выжать дополнительные платежи, тем более никто рисковать не хочет. Возвращения излишне уплаченных средств с учетом судебных процессов ждать можно очень долго, а деньги должны работать», – констатирует источник издания в бизнес-структурах, связанных с экспортной деятельностью на территории федерального округа.

Заседание свердловского арбитража по иску КУМЗ к Кольцовской таможне состоится 20 сентября. Кроме того, в течение ближайшего месяца в инстанции запланировано еще несколько десятков встреч по исковым заявлениям в отношении таможенных органов Екатеринбурга.

«Правда УрФО» продолжит следить за развитием событий.

Следите за новостями «Правды УрФО» в наших соцсетях: Telegram-канале, на Дзене, в Одноклассниках и во ВКонтакте.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости правды
Правда о спорте
Мнения о правде
Правда жизни