Шувалов «пропишет» «Ленту» и «Метро» в Сургуте

Глава города вышел на диалог с федеральными сетями

Мэр экономической столицы ХМАО-Югры Вадим Шувалов даст вторую жизнь местным торговым сетям и запустит производителей на прилавки федеральных ритейлеров. Глава Сургута взял на личный контроль выстраивание конструктивного диалога между властью, изготовителями продукции и сетевиками. Жесткая конфронтация ритейла и производителей привела к исчезновению местных товаров из магазинов федералов, а безразличие бывших властей – к финансовой несостоятельности сургутских розничных сетей. Облегчить жизнь производителей, по словам предпринимателей, должны были поправки в федеральный закон, регулирующий отношения между участниками рынка. Однако, со слов представителей бизнеса, принятые меры дали обратный эффект и лишь обострили ситуацию. В то же время эксперты отмечают, что война с торговыми сетями в прошлом. Сейчас актуально создание альтернативных торговых площадок, поддерживающих местных изготовителей, а также увеличение налогооблагаемой базы за счет прописок «дочек» сетевиков в крупнейшем муниципалитете региона.

Глава Сургута Вадим Шувалов предложил возродить местные торговые сети и увеличить налогооблагаемую базу муниципалитета за счет федерального ритейла. Местным чиновникам было дано поручение выстроить конструктивный диалог между властью, сургутскими изготовителями продукции и сетевиками.

«У меня есть сведения, что сегодня между нашими производителями и ритейлерами взаимоотношения выстраиваются не так, как бы хотелось мне как главе города, нашим горожанам и сургутским изготовителям продукции. Надеюсь, что эта встреча станет первым шагом друг к другу. Если же спорные вопросы не удастся решить в рамках Сургута, то я готов вынести их на федеральный уровень», – высказал жесткую позицию градоначальник на встрече с бизнес-сообществом.

Акцентированного диалога власти и предприятий торговли, работающих на территории Сургута, местные производители ждали давно. По словам участников встречи, если бы он состоялся еще год назад, то муниципалитет не потерял такие известные местные розничные сети, как «РОСТ» и «Лабаз».

«До прихода федеральных сетевиков местные производители обеспечивали город на 100%. Сейчас у нас катастрофический недостаток качественных продуктов питания местного производства. Еще весной мы говорили о необходимости поддержать «Лабаз», чтобы компания не ушла с рынка, но чиновники прежней администрации нас не хотели ни видеть, ни слышать. Если бы у нас диалог был выстроен, Сургут не оказался бы в таком плачевном положении. В кардинальном решении этого вопроса нужна политическая воля, и мы надеемся, что сегодня она у города появилась. По крайней мере, новый глава нас услышал», – говорит директор кондитерской сети «Кешка-сладкоежка» Валерия Пахтаева.

История конфликта сургутских производителей с «Лентой», «Метро», «Пятерочкой» и «Перекрестком» длится не первый год. Как указывают бизнес сообщества, когда ритейл заходил на рынок Сургута, власти не были готовы, а, возможно, и не хотели выстраивать с ними диалог.

Говоря о политике ритейла, сургутские производители отмечают, что реальность далека от настоящей культуры торговли. Только за факт заключения договора о поставках в федеральные сети товаров, по словам собеседника издания, изготовителю необходимо заплатить бонусы: от 80 до 200 тысяч рублей. Еще от 5 до 15 тысяч рублей производитель вносит за каждое наименование, которое хочет продавать в сетях. При этом основной договор поставок не подписывается, пока предприниматель не заключит различные договоры-приложения. Кроме того, поставщики обязаны предоставлять акции, вдвое удешевляя продукцию раз или два в месяц. Около 200 тысяч в месяц, как указывает собеседник издания, сетевики берут за рекламные услуги, суть которых заключается в объявлениях по радиоточке, на какой полке размещены те или иные товары. В результате, по подсчетам участников рынка, если поставщики отдают товар на 100 тыс. рублей, то аналогичная сумма доплачивается и сетям. И это не считая штрафных санкций.

«Например, у нас есть такое понятие, как возврат по черствости. Только в прошлом году наш хлебзавод потерял 15 млн рублей. Тысячу тонн зерна мы просто выбрасываем на помойку, в лучшем случае отдаем на корм скоту. В масштабе страны эта цифра достигает миллионов тонн зерна. Мы неоднократно задавали сетевикам вопрос: «если заранее знаете, что не продадите, зачем заказываете?» Нам ответили, что все заявки оформляются через матрицу, которая не учитывает особенности территории», – объясняет ситуацию директор СГМУП «Сургутский хлебзавод» Сергей Пустозеров.

Переложение ответственности за неликвид на производителей эксперты рынка расценивают как «неприличную игру сетевиков». Облегчить жизнь изготовителей товаров должны были поправки в федеральный закон, регулирующий отношения между производителями, поставщиками и крупными торговыми сетями. Однако, как отмечают аналитики, их принятие еще больше разбалансировало ситуацию.

Директор кондитерской сети «Кешка-сладкоежка» Валерия Пахтаева

«По экспертной оценке РБК, в год федеральные сети снимают с производителей в виде бонусов 0,5 триллиона рублей. Эта цифра сопоставима годовому бюджету российского образования. Конечно, за такие финансы они будут биться. Несмотря на то, что идет жесткое сопротивление производителей, принятые в июле поправки оказались беззубыми», – считает Валерия Пахтаева.

Риторику директора кондитерской сети продолжает один из местных производителей. По словам собеседника издания, как только были приняты поправки, и бонусы сократили с 10% до 5%, раздался звонок от представителя ритейла, который объяснил, как сеть намерена компенсировать потерю прибыли. «Нам заявили, что теперь мы будем платить 5% бонусов и делать 7% скидки на поставляемые товары. То есть теперь наши платежи еще и увеличились до 12%», – делится участник рынка.

Драконовские условия, выдвигаемые федеральными ритейлерами местным производителям, – рядовая практика в целом по России. Основная цель, уверены аналитики, – «беспардонно нажиться за счет местных производителей». И в данной ситуации многое зависит от «регионального патриотизма» руководителей муниципалитетов.

«Например, в Татарстане торговые сети жестко подталкивают к паритету и контролируют его исполнение. Ритейлер не только должен размещать товары местных производителей, но и создавать им благоприятный режим. Попытки «выжать последние соки» из небольших предприятий, искусственно повысить цену пресекаются на корню. Недопустимо, когда за возможность разместить свои продукты на прилавках крупной торговой сети производитель вынужден платить сотни тысяч. И если главы муниципалитетов реально заинтересованы в поддержке собственного производителя, они найдут способы заставить считаться с этим «торговцев-варягов». Кстати, наибольший процент всевозможных нарушений в сфере торговли компетентные органы фиксируют именно в крупных сетях. Делайте выводы», – говорит аналитик одной из компаний урало-сибирского региона.

Между тем участники встречи считают, что бороться с сетями – это уже вчерашний день. Изменить ситуацию можно только создавая альтернативные торговые площадки, поддерживающие сургутских изготовителей товаров. «В приоритете у властей должна быть местная торговля, потому что без нее не будет местного производителя», – делятся мнением предприниматели.

Впрочем, эксперты указывают на еще одну задачу, которая сегодня стоит перед главой Сургута, – увеличить налогооблагаемую базу, в том числе и за счет федеральных сетей. «Сегодня мы увидели первый шаг по выстраиванию цивилизованных отношений. Политика – это искусство компромиссов. Этот принцип проецируется и на торговую политику. Не исключено, что задача по возврату налогов в местный бюджет повлечет за собой прописку «дочек» сетевиков в Сургуте, а муниципальная казна получит 1 млрд рублей», – резюмирует источник издания.

«Правда УрФО» продолжит следить за развитием событий.

Следите за новостями «Правды УрФО» в наших соцсетях: Telegram-канале, на Дзене, в Одноклассниках и во ВКонтакте.

3 комментария к “Шувалов «пропишет» «Ленту» и «Метро» в Сургуте”

  1. мне близка позиция Галицкого. Он в одном интервью приводит такие аргументы: продуктовый ритейл это крупный бизнес во всем мире. Это неизбежно и логично: нужны логистические центры, склады, грузовой автопарк, да много еще чего, что малому и среднему бизнесу не под силу. 

    Если кто-то жалуется, что их выбывают с рынка — значит они не предприниматели и не смогли приспособитсья к меняющимся условиям.   

    Повторю, не мои мысли, но они мне кажутся правильными. Все это актуально для всех крупных сетей: и для Пятерочки с Магнитом и Ленты с Каруселью.  Они не плохие и не хорошие. Но расширение и захват новых рынков это их естесственное состояние.  А когда у тебя такие огромные обороты и рынки — ты по-любому будешь диктовать условия поставщикам… 

    А в Сургуте это усилено еще и тем, что там ничего само не растет. Ни молока, ни мяса, ни картошки — все привозное. Это ж не Карснодар, где у местного сх-производителей миллиардные обороты и они могут хоть как-то диктовать свои условия… 

  2. Созерцающий

    Я так панимаю, текст статьи какой-то чиновник писал. Это еще уметь надо написать так, чтоб обычный смертный ничего не понял)))

  3. Ну дай нашему теляти волка поймать! Не много ли инициатив сразу? В следующем году краснеть не придется?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости правды
Правда о спорте
Мнения о правде
Правда жизни