Чистку таможни начинают с УрФО

В Екатеринбург с инспекцией прибудет новый глава ведомства

Руководству Уральского таможенного управления (УТУ) предстоит «тяжелый разговор» с новым главой ведомства Владимиром Булавиным. Федеральный чиновник с опытом работы в КГБ СССР, сменивший в конце июля на посту руководителя ФТС Андрея Бельянинова, намерен сформировать новый тренд управления – личные инспекции региональных подразделений фискальной структуры. Первым в списке станет УТУ. Визит главного таможенника страны в Екатеринбурге ждут, по признанию сотрудников аппарата уральских таможен, «с нескрываемым напряжением». Первыми словами Владимира Булавина после назначения стало заверение, адресованное президенту Владимиру Путину: «От моей деятельности в ФТС будут зависеть безопасность государства и наполняемость федерального бюджета». Чиновники опасаются жестких вопросов и последующих выводов руководителя – уральское управление провалило задание на I полугодие, недобрав в госказну около миллиарда рублей, а многие начальники таможенных органов заметно продвинули свои карьеры в «эпоху Бельянинова».

Глава Федеральной таможенной службы прибудет в столицу Урала «ориентировочно в 20-х числах августа». Конкретные цели инспекции не озвучиваются, однако собеседник «Правды УрФО» в руководящих структурах уральского управления предположил, что «особый интерес Владимира Булавина вызовет перечисление контролируемых ведомством платежей в федеральный бюджет». Между тем контрольные показатели УТУ не выполняет, что признал в начале июля начальник структуры Вячеслав Голоскоков. Недоимки по итогам января-июня составили 900 млн рублей, а в большинстве подчиненных таможен фиксируют резкое падение грузо– и внешнеторгового оборота.

Начальник УТУ Вячеслав Голоскоков

«Полагаю, не стоит слишком доверять официально декларируемой цели визита – познакомиться с руководством и лично увидеть кадровый состав таможен. Ранее существовала практика, обратная нынешней, – начальников региональных управлений вызывали в Москву и там проводили инструктаж, устраивали выволочки и даже прозрачно намекали о планируемых кадровых решениях, как, в частности, было при увольнении главы УТУ Геннадия Дроздецкого вскоре после назначения Бельянинова в 2006 году. Но Булавин решил сам проехать по управлениям, и, думаю, УТУ неслучайно стал первым в списке. Ведомство контролирует огромную территорию федерального округа, большинство регионов которого без сомнения можно назвать стратегическими для России. Нового главу близко знающие люди характеризуют как человека цепкого и принципиального, и если он пообещал первому лицу государства плотно заняться наполняемостью казны, значит, спросит предельно жестко, невзирая на объективные и субъективные причины миллиардного недобора», – считает инсайдер издания в управленческом аппарате ведомства.

В конце прошлой недели Владимир Булавин уже провел рабочее совещание с руководством Центрального таможенного управления, и главным вопросом на встрече стала собираемость платежей как ключевого показателя эффективности. Стоит отметить, начиная с 2012 года падение таможенных доходов стало явной негативной тенденцией. Особо впечатляющим спад стал в прошлом году – таможня пополнила госбюджет на сумму чуть более 4,9 трлн рублей, в то время как в 2014 – на 7 трлн. При этом экс-глава ФТС Бельянинов в апреле 2015 года уверенно заявлял о планах принести казне не менее 5,7 трлн, впоследствии, впрочем, неоднократно их корректируя. Изменения, вносимые в процессе работы, по словам собеседников издания, «позволили таможням в регионах, и в зоне деятельности УТУ в их числе, бравурно заявить в конце года о перевыполнении планов». Так, уральское управление перечислило около 54 млрд, сообщив о перевыполнении на 4,4%, несмотря на диссонирующую статистику обвального падения грузооборота. За первые 6 месяцев текущего года бюджет получил от УТУ лишь 24,3 млрд рублей.

Ключевыми задачами для нового главы федерального фискального ведомства, таким образом, становятся обеспечение собираемости платежей и жесткий контроль работы подчиненных структур на местах. В случае дальнейших провалов руководителей региональных управлений и таможен «практически неминуемо ждут отставки, а предыдущие заслуги в расчет приниматься не будут ».

«Не стал бы ждать немедленных оргвыводов. Булавин – человек со стороны, и, несмотря на большой управленческий опыт, вряд ли немедленно «выхватит шашку». Моментальные отставки и спонтанная массовая ротация в таможнях практикуются редко – это должно быть что-то из ряда вон выходящее. По опыту могу сказать, обычно выводы занимают несколько месяцев, и если глава ФТС, а стало быть, и первые лица государства, не увидят осязаемых сдвигов в динамике собираемости платежей, отставок следует ждать к концу года. Но, исходя из существующих тенденций, предположу их высокую вероятность, по крайней мере, на уровне начальников таможен», – рассуждает источник издания, много лет проработавший в правоохранительном блоке ведомства.

Лояльность регионалов к бывшему главе ФТС, по мнению собеседников «Правды УрФО», «также будет учитываться, но ключевого значения этот фактор не сыграет». Изменения, в первую очередь, затронут центральный аппарат, хотя в случае срыва первоочередных задач «осколки долетят и до управлений». Следует отметить, о начальнике УТУ Вячеславе Голоскокове относительно его взаимоотношений с Андреем Бельяниновым существуют полярные мнения. Карьера главы уральского подразделения ведомства резко пошла на взлет после того, как пост руководителя ведомства занял нынешний отставник.

В 2006 году начальник Сахалинской таможни занял кресло главы Дальневосточного управления, через год перебрался на аналогичную должность в Приволжском подразделении, а в 2013 году возглавил Управление контроля таможенных рисков в столичном аппарате. Отметим, «рисковую» структуру сами сотрудники считают в своем роде «ведомственной разведкой». На Урал Голоскоков был делегирован лично Бельяниновым после того, как УТУ около 8 месяцев оставалось без начальника – предыдущий, Владимир Сорокин, скончался после тяжелой болезни в июне 2014 года. Кандидатура на пост ключевого для ФТС уральского направления, включающего основные регионы-экспортеры ХМАО и ЯНАО, а также крупнейшие индустриальные центры, «проходила длительные согласования в верхах, и претендентов было немало, прежде чем Бельянинов подписал приказ». Тем не менее, другие опрошенные изданием сотрудники считают Голоскокова «принципиальным человеком с опытом Афгана, неоднократно лично участвовавшим в обезвреживании браконьеров на Сахалине» и отвергают какие-либо «деловые интересы» между ним и опальным руководителем ведомства.

Как бы то ни было, основным критерием отношения к главе УТУ со стороны Владимира Булавина станут процессы ближайших месяцев. По словам непосредственных участников внешнеэкономической деятельности, «вряд ли закручивание гаек с целью увеличить сборы платежей произойдет до приезда федерального руководителя». Рынок готовится к такому повороту вскоре после его отъезда.

Глава ФТC Владимир Булавин

«Механизм ясен. В последнее время таможня отказывается от прямого контроля и делает ставку на операции после выпуска товаров. Следует ожидать предельного ужесточения контроля таможенной стоимости – из участников внешнеэкономической деятельности будут буквально выжимать все соки. Интенсифицируются камеральные проверки, визиты на склады и предприятия. Уже сейчас при оформлении платежеемких товаров, например, мебельной фурнитуры, декларантов заставляют предоставлять в таможни детальное описание каждой позиции, чтобы провести анализ оформления аналогичных товаров по всей стране и подвести к доплате. И тренд усилится. Вот только это может привести к обратным последствиям. Часто механизм ценообразования непонятен даже самим инспекторам, не говоря уже о брокерах. Полагаю, здесь есть нюансы, связанные с контрабандой. Например, некое предприятие везет 5 килограммов дорогих товаров и платит миллионы, но попутно провозит под видом других, намного более дешевых, еще тонну и компенсирует расходы. Визуально все выглядит хорошо, все довольны. Но потом по этим немыслимым ценам, остающимся в базе, заставляют ввозить такие же товары других участников, хотя по факту они стоят в десятки раз дешевле», – поясняет представитель одной из крупных фирм, работающих на уральском рынке перевозок и таможенного оформления.

В результате подобных мер, указывает брокер, «УТУ рискует получить обратный эффект». Рынок, и без того демонстрирующий явную стагнацию, способен «отреагировать практически полным коллапсом». Отметим, карго-перевозки в зоне деятельности управления, в частности, в Кольцово, не превышают сейчас полутора-двух тонн в неделю, хотя несколько лет назад сотрудники таможни еженедельно оформляли до нескольких сотен тонн грузов из Китая, Турции и ОАЭ. Аналогично отреагируют средние и мелкие предприятия, которые предпочтут «искать более спокойные маршруты доставки, чем в УрФО, либо пойдут на поклон к «серым фирмам», в изобилии полулегально функционирующим на границе с Китаем».

«Правда УрФО» продолжит следить за развитием событий.

Следите за новостями «Правды УрФО» в наших соцсетях: Telegram-канале, на Дзене, в Одноклассниках и во ВКонтакте.

2 комментария к “Чистку таможни начинают с УрФО”

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости правды
Правда о спорте
Мнения о правде
Правда жизни