Регионы УрФО залили поддельным алкоголем

Фискальное ведомство отмечает увеличение фальсифицированных товаров на рынке

Товарные рынки УрФО захлестнул поток контрафактной продукции. Поддельные товары народного потребления – одежда, обувь, детские изделия, игрушки, а также алкоголь – регулярно выявляются во всех субъектах федерального округа. Представители Уральского таможенного управления (УТУ), несмотря на усиление мер экспортного контроля, констатируют ухудшение ситуации. За I полугодие 2016 года количество единиц контрафакта уже превысило показатели всего предыдущего. В ведомстве отмечают и смену «тактики» нарушителей законодательства. Ранее фальсифицированные товары везли из-за рубежа, а сейчас все чаще совместно с представителями других надзорных и силовых структур выявляются подпольные производства, локализованные в уральских регионах. Отраслевые эксперты связывают «девятый вал контрафакта» с комплексом причин, среди которых прозрачность границ с государствами-членами Таможенного Союза, мягкие санкции в отношении производителей, недостаточная эффективность в обнаружении нелегальных производств и объяснимое желание потребителей сэкономить, несмотря на возможный вред для собственного здоровья. Оснований для улучшения статистики специалисты не видят.

За январь-июнь 2016 года таможни УТУ выявили и конфисковали 64,6 тыс. единиц контрафактной продукции. За весь прошлый год сотрудники ведомства обнаружили немногим более 50 тыс. единиц товаров с признаками нарушения интеллектуальной собственности. Примечательно, что официальная статистика контрастирует с данными, приведенными в конце апреля начальником отдела тарифных ограничений и экспортного контроля УТУ Ларисой Черепановой. Глава структурного подразделения упомянула о 90 тыс. единиц контрафакта, выявленного в I квартале 2016 года против 200 тыс. за весь предыдущий год. Причины столь различающихся данных в фискальном органе пояснить затруднились, однако отметили, что «в любом случае прослеживается отрицательный вектор развития ситуации».

«С одной стороны, можно вспомнить героя классической киноэпопеи Глеба Жеглова, утверждавшего, что уровень преступности измеряется не количеством криминальных элементов, а умением властей их обезвреживать. И рост выявленного контрафакта об этом, казалось бы, свидетельствует. Но с другой стороны, те, кто близко знаком с процессами, понимают нюансы. Обнаруживается и изымается лишь малая часть присутствующих на рынке подделок, верхушка айсберга. А к потребителям попадает в десятки, если не в сотни раз больше, достаточно заглянуть на любой вещевой рынок или набрать «купить элитный алкоголь дешево» в сети Интернет. Да и сами подсчеты не совсем корректны. Например, популярный контрафакт – контрацептивы Durex. Можно обнаружить в грузе 100 тысяч штук, поправить статистику и потом почивать на лаврах», – рассказал «Правде УрФО» сотрудник правоохранительного блока одной из таможен уральского региона.

Основной спектр поддельных товаров традиционно составляют одежда и обувь известных брендов, в том числе спортивных, детские товары, игрушки, контрацептивы и алкогольная продукция. Все чаще фиксируются случаи, когда в грузах, перемещаемых через пункты пропуска, а иногда и контрабандным путем, помимо них, обнаруживаются не сами изделия, а этикетки и нашивки, пришиваемые к товарам уже «на местах». Алкоголь, как отмечают таможенники, «и вовсе практически полностью изготавливается в нелегальных цехах в городах УрФО». Только за последние месяцы с помощью коллег-силовиков были «накрыты» крупные производства на территории Среднего и Южного Урала, и ХМАО-Югры.

Доходы бутлегеров ежемесячно составляли десятки миллионов рублей. Не меньшими суммами измеряется и ущерб, в том числе репутационный, нанесенный фальсификаторами владельцам товарных знаков. На усиление контроля со стороны таможенников, полиции и ФСБ повлияли и резонансные случаи массовых отравлений со смертельным исходом поддельным алкоголем в различных регионах России. Собеседник издания отметил, что «в таможни приходили распоряжения из столичного главка, недвусмысленно направленные на усиление контроля».

«В целом я бы отметил повышение эффективности борьбы с контрафактом в последние годы. Это касается и комплексных совместных мероприятий, и наших внутренних. При оформлении товаров, потенциально способных оказаться объектами интеллектуальной собственности, активно применяется система управления рисками. Это приносит свои плоды. Но нужно понимать, что в свете последних тенденций таможня давно не использует методику стопроцентных досмотров всех партий товаров, и высокая вероятность провоза подделок через границу остается. Влияет и прозрачность границ с Казахстаном и Белоруссией. Немалая часть фальсификата ввозится из этих стран, нередко вообще не встречая проверяющих на своем пути к потребителю. Оттуда же идет и основной поток санкционных продуктов с «перебитыми» документами и ярлыками. В результате на уральские прилавки попадают, условно говоря, белорусские креветки и китайский хамон», – делится наблюдениями руководящий сотрудник одного из структурных подразделений УТУ.

Наиболее часто «санкционка» в УрФО попадает с территории Казахстана. Поставщики, как рассказали изданию представители брокерских структур, «с легкостью находят сквозные пути через границу, и если они делали это во времена полноценного погранично-таможенного контроля, то сейчас это стало и вовсе беспроблемным занятием». Доля выявленных и уничтоженных яблок, лимонов, киви из стран ЕС «ничтожно мала по сравнению с количеством, доходящим до потребителей в сопровождении сомнительных документов». В дальнейшем санкционные продукты реализуются через торговые сети, включая федеральные, а их владельцы, не боясь ответственности, ссылаются на прорехи в законе, запрещающем лишь ввозить, но не мешающем реализовывать запрещенную продукцию. Недобросовестные реализаторы нередко разрабатывают замысловатые схемы, в результате которых традиционные для Евросоюза сезонные овощи превращаются в китайские, при этом в качестве поставщиков фигурируют белорусские предприятия, а товарный знак принадлежит польским бизнесменам.

«Проблема контрафакта и «санкционки» идут рука об руку. Таможня работает в меру сил и возможностей, но ресурс недостаточен, тем более, как известно, в уральских подразделениях ведомства прошли сокращения штата на 10%. И сами контрафактные товары востребованы населением. Никто в здравом уме не будет подделывать тяжелую технику Komatsu. А вот такие популярные марки одежды как Puma, Adidas, Burberry, детские игрушки Monster High и тому подобное всегда успешно реализуются. Покупательная способность населения снизилась, но большинство не утратило желание прилично одеваться или питаться. Поэтому поставщики и не снижают, а даже наращивают поставки контрафакта. Тем более ответственность за нарушение интеллектуальной собственности символическая. Статьи КоАП и Уголовного кодекса, скорее, адресуются нарушителям авторских прав. Исходя из опыта, назову применение таможней штрафных санкций в отношении нарушителей интеллектуальной собственности единичными. Да и заплатить миллионный штраф, когда ежемесячный оборот измеряется десятками, сродни комариному укусу», – рассуждает ведущий специалист одной из крупных транспортно-логистических компаний Среднего Урала.

В итоге, считает отраслевой эксперт, объективных причин для снижения потока контрафактной и санкционной продукции, поступающей на рынки УрФО из сопредельных стран, как и исчезновения нелегальных алкогольных цехов, не существует. Специалист, исходя из динамики выявленных объемов фальсификата, прогнозирует, что «результат прошлого года будет кратно перекрыт», а население УрФО продолжит рисковать своим здоровьем, используя товары неизвестного происхождения без каких-либо сопроводительных документов.

«Правда УрФО» продолжит следить за развитием событий.

Следите за новостями «Правды УрФО» в наших соцсетях: Telegram-канале, на Дзене, в Одноклассниках и во ВКонтакте.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости правды
Правда о спорте
Мнения о правде
Правда жизни