Изменения закона «О несостоятельности», которые ввели механизм банкротства физических лиц, стали основанием для массового обращения жителей УрФО и их кредиторов в арбитражные суды. На первое апреля в целом по России, по данным «Секвойя Кредит Консолидейшн», в производстве судов находится более 5 тыс. дел о банкротстве (рост за месяц 48%). При этом каждый месяц количество таких исков в среднем возрастает на 1600. К концу 2016 года коллекторы ждут кратного увеличения дел о банкротстве физических лиц до 15-20 тысяч.
Как указывают эксперты «Секвойи», уже сейчас порядка 6% должников при визите коллекторов назвали причиной неплатежа намерение признать себя банкротом. Усугубляет сложившуюся тенденцию, по мнению экспертов, растущая закредитованность на фоне снижающихся доходов населения. По данным исследования агентства, каждый четвертый россиянин имеет проблемный кредит, взятый наличными, каждый шестой – испытывает сложности с обслуживанием долга по карте, каждый десятый – в сегменте автокредитования.
Президент «Секвойя Кредит Консолидейшн» Елена Докучаева
«Объем кредитования физических лиц в Уральском федеральном округе за год снизился на 3,77% и достиг 1,197 трлн рублей. При этом объем просроченной задолженности за год вырос на 15,16% и на 1 мая составил около 90,83 млрд рублей. Количество потенциальных банкротств в УрФО составляет около 2%. В Свердловской области – 1,5% (количество заемщиков – 1,4 млн), в Челябинской области – 1,4% (1,1 млн заемщиков), в Тюменской области – 1,5% (500 тыс. заемщиков)», – прокомментировала изданию президент «Секвойя Кредит Консолидейшн» Елена Докучаева.
Рост количества банкротных дел эксперты, в частности, связывают с надеждами граждан «якобы безболезненно уклониться от выплаты долгов».
«Мы видим соответствующую тенденцию. Дело в том, что кто-то считает, что он за счет этого сможет не платить банку, кто-то таким образом пытается затянуть ситуацию. В конечном итоге страдает сам заемщик, поскольку «списать» долг юридически очень сложно, а должник параллельно несет дополнительные затраты на саму процедуру», – отметил собеседник издания среди банкиров.
«Количество желающих надуть банк» среди банкротящихся действительно велико, утверждают источники издания среди представителей юридического сообщества. Однако реализовать незаконные схемы, по их мнению, крайне не просто.
«Здесь необходимы очень серьезные специалисты. К таким процессам они могут готовиться более полугода. По практике коллег, могу сказать, что вероятность признания должника банкротом в подобных разбирательствах близится к 100%. Это действительно позволяет уйти от очень больших долгов, повторюсь, при поддержке сильных юристов. Еще не маловажный фактор, из-за чего идут банкротиться, – это остановка всех исполнительных производств. Что, с одной стороны, позволяет избавиться от приставов, с другой, должник фактически получает отсрочку по платежам на время разбирательств. Хотя надо отметить, что суды уже наработали серьезную практику, и обхитрить систему непросто – разбор идет очень тщательный», – отмечает собеседник издания.
Представители коллекторского агентства «Долгофф» отмечают, что люди зачастую просто не понимают последствий процедуры банкротства, добавляя, что «статус банкрота» впоследствии красной линией пройдет через разные сферы жизни заемщика.
«Говорить о какой-то практике сейчас сложно. Закон свежий, вступил недавно. И действительно все побежали банкротиться. Возникло очень много так называемых антиколлекторских контор, которые убеждают граждан, что банкротство позволит безболезненно списать долги. Однако это не так, и реальных последствий своего решения многие просто не понимают. Во время процедуры должник столкнется с рядом крайне неприятных ограничений, далее у него могут возникнуть проблемы с устройством на новую работу. В соответствии с законодательством определенный срок он не сможет заниматься и бизнесом», – рассказали изданию в агентстве.
По словам представителя другого коллекторского агентства, на фоне растущего спроса на «несостоятельность» физических лиц фактически образовался «новый теневой сектор».
«Посмотрите, сколько объявлений висит сейчас по городу с предложением помощи при банкротстве. Такие конторки зачастую просто вводят людей в заблуждение, обещая им за «скромную сумму» решить проблемы с долгами. В итоге человек отдает им деньги, которые мог бы направить на погашение задолженности, а проблемы, по сути, не решаются. Суммы там не большие, так что они берут объемами. Этот рынок сейчас активно развивается», – отметил собеседник издания.
Представители банковского сектора на данный момент более сдержаны в своих оценках. Как рассказали изданию в пресс-службе Уральского банка Сбербанка России, в финорганизации оценивают банкротство физлиц как эффективный инструмент – и для граждан, и для кредиторов, добавив, что конкретные результаты можно будет анализировать ближе к концу этого года.
Опрошенные изданием эксперты сходятся во мнении, что, несмотря на вышеописанные перекосы, сама процедура банкротства физических лиц крайне необходима и со временем позволит улучшить «ситуацию, в частности, на рынке кредитования». По мнению аналитиков, доказательством этого служит широкое применение данного механизма по всему миру.
«Правда УрФО» продолжит следить за развитием событий.