Регионам дали 10 лет на «альткотельную»

Поправки в ФЗ «О теплоснабжении» рассмотрит правительство РФ

Федеральное правительство готово рассмотреть поправки в ФЗ «О теплоснабжении», предполагающие переход на новый метод регулирования по «альткотельной». Накануне соответствующий законопроект получил одобрение профильной комиссии. С учетом корректировок документ стал более ориентирован на регионы, которые получили больше свободы при переходе к новой модели рынка тепла, а для наиболее сложных субъектов предусмотрена щадящая система долгосрочного переходного периода. Между тем, как указывают эксперты, несмотря на переговорный прогресс, до реального старта новой модели еще далеко: предстоят многочисленные обсуждения в думе нового созыва с участием регионов, которые, вероятнее всего, будут крайне детально разбирать законопроект. Участники рынка в свою очередь настаивают на скорейшем принятии поправок в ФЗ, ссылаясь на высокий износ оборудования. Одним из наиболее проблемных регионов является Свердловская область, которая должна стать одним из первых субъектов, где будет применен метод «альткотельной».

Комиссия по законопроектной деятельности правительства РФ одобрила проект новой модели рынка тепла. Ожидается, что в ближайшее время документ будет рассмотрен на заседании кабмина, после чего его внесут в Госдуму РФ. Законопроект предполагает кардинальное изменение метода регулирования тарифов на тепло, в частности, используя принцип так называемой «альтернативной котельной». Метод «альткотельной», уточним, предполагает введение максимальной стоимости тепловой энергии, исходя из стоимости выработки одной гигакаллории на предполагаемой идеальной котельной с учетом стоимости транспорта и климатических условий конкретного региона. Согласно корректировкам, внесенным в проект документа, региональные органы власти получили значительно больше полномочий при переходе к новой системе, в том числе по минимизации тарифных последствий.

«Предельный уровень цены на тепловую энергию, устанавливаемый впервые, может быть утвержден ниже уровня цены «альтернативной котельной». В этом случае предельный уровень цены поэтапно доводится до предельного уровня, соответствующего цене «альтернативной котельной», в соответствии с графиком, утверждаемым однократно без последующих изменений высшим должностным лицом субъекта федерации на срок не более 5 лет, а в случаях, установленных правительством России, – на срок не более 10 лет», – говорится в официальном сообщении кабмина.

В то же время проект документа предусматривает повышение ответственности единой теплоснабжающей организации (ЕТО). В целях контроля за деятельностью ЕТО вводится новый вид муниципального контроля за выполнением инвестиционных планов, необходимых для развития, повышения надежности и энергетической эффективности системы теплоснабжения. Предусматривается, что целевая модель будет внедряться поэтапно на территории отдельных поселений и городских округов. При внедрении целевой модели в ценовых зонах теплоснабжения предусматривается переходный период.

«Предлагаемые изменения системы ценообразования и системы отношений в сфере теплоснабжения позволят создать необходимые условия для мотивации участников рынка теплоснабжения инвестировать в повышение эффективности систем теплоснабжения, в том числе в увеличение доли комбинированной выработки тепловой и электрической энергии. Это, в свою очередь, приведет к созданию рабочих мест в таких отраслях экономики, как добыча и переработка полезных ископаемых, строительство, машиностроение и металлообработка, приборостроение, и в других», – считают чиновники.

Напомним, что одной из пилотных территорий, где будет обкатан метод «альткотельной», станет Екатеринбург. Предварительные договоренности между владельцем местных тепловых сетей ПАО «Т Плюс» и региональным правительством уже достигнуты, и стороны ждут только принятия соответствующих поправок в ФЗ «О теплоснабжении». Главным опасением потребителей относительно новой модели рынка тепла является значительный рост тарифов. Дело в том, что в большинстве регионов действующий тариф на тепло оказывается сильно ниже уровня «альткотельной», что могло привести к его одномоментному повышению. Судя по всему, эти опасения были учтены и отражены в проекте закона как переходный период. К прочему, в качестве пилотных регионов изначально выбирались субъекты, где тарифные последствия будут минимальны.

Об этом заявлял и гендиректор ПАО «Т Плюс» Борис Вайнзихер во время визита в Екатеринбург. Топ-менеджер, в частности, отметил, что разница между действующим тарифом и возможным уровнем «альткотельной» в Екатеринбурге невелика и может сравняться с ней в течение ближайших 5 лет. В то же время, по словам Бориса Вайнзихера, даже при сильной разнице двух этих показателей одномоментного скачка тарифа до уровня «альткотельной» не произойдет. Повышение будет проходить поэтапно. Между тем пока в компании не могут назвать даже приблизительных показателей изменения тарифа, ссылаясь на отсутствие каких-либо конкретных методик, позволяющих сделать эти расчеты.

Гендиректор ПАО «Т Плюс» Борис Вайнзихер

Ранее вице-премьер Аркадий Дворкович озвучивал, что в 60% поселений уже сегодня тариф выше, чем предварительная альтернативная цена. Следовательно, возможно будет заморозить существующий тариф и не индексировать его в последующие годы в 60% поселений России. В остальных тариф пока ниже, и там определенный рост тарифа продолжится. В большинстве случаев эта динамика будет в пределах инфляции или плюс один процент к инфляции, в ряде случаев – плюс 2-4 процента сверх инфляции.

Участники рынка в свою очередь называют реформирование отрасли и введение долгосрочных тарифов единственным вариантом снижения катастрофического износа сетей и генерирующего оборудования. Согласно исследованиям «Фонда энергетического развития», наиболее критичными, с точки зрения выработки ресурса ТЭЦ, являются регионы УрФО, где к 2020 году 48% мощностей ТЭЦ (около 7 ГВт) достигнут паркового ресурса, а также Южного и Приволжского федеральных округов. При этом наиболее проблемными в этом плане являются Свердловская и Тюменская области, где к 2020 году доля выработки паркового ресурса достигнет 52 и 64% соответственно.

По мнению директора фонда Сергея Пикина, вероятнее всего, окончательное принятие законопроекта, вопреки ожиданиям генераторов, состоится только после избрания нового созыва Госдумы РФ. Это, в свою очередь, значительно отложит старт работы новой модели рынка тепла.

«Утверждение правительственной комиссии – это только незначительная часть работы, предстоят еще большие баталии в регионах. Именно на уровне регионов могут быть попытки не допустить принятия закона. В разных субъектах зачастую кардинально различные ситуации. Аварийность нарастает с каждым годом, а средств по методу затраты плюс зачастую не хватает даже на ремонты. Если власти будут тормозить этот процесс – в регионах с наибольшим износом оборудования могут произойти серьезные инциденты. Пока обсуждение документа шло на уровне ведомств внутри правительства. После внесения в думу подключатся регионы, депутаты нового созыва, и начнется длительный процесс пересчета прогнозных данных, рисков и прочего», – полагает Сергей Пикин.

По мнению собеседника «Правды УрФО», повсеместно запустить новую модель рынка тепла в лучшем случае удастся не раньше 2018 года, однако на пилотных территориях она может заработать уже в следующем году.

«Правда УрФО» продолжит следить за развитием событий на рынке.

Следите за новостями «Правды УрФО» в наших соцсетях: Telegram-канале, на Дзене, в Одноклассниках и во ВКонтакте.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости правды
Правда о спорте
Мнения о правде
Правда жизни