Затраты Вексельберга лягут на плечи пассажиров Кольцово

Аэропорт стремительно теряет прибыль

Один из крупных авиаактивов Виктора Вексельберга екатеринбургский аэропорт Кольцово по итогам первого квартала в 10 раз ухудшил свои финансовые показатели. Чистая прибыль составила лишь 26 миллионов рублей. Однако и этих средств в скором времени компания, возможно, лишится по решению суда. ФГУП «Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)» требует у Кольцово вернуть 53 миллиона рублей необоснованного обогащения. Аэропорт чуть меньше года пользовался федеральным аэродромным имуществом без заключения договора аренды и, соответственно, без оплаты. К тому же цена аренды аэродрома, по мнению экспертов отрасли, может значительно вырасти после ремонта взлетно-посадочной полосы, оцениваемого в 2,2 миллиарда рублей, что ударит по карману оператора аэропорта.

ПАО «Аэропорт Кольцово» (Екатеринбург, входит в холдинг «Аэропорты регионов» Виктора Вексельберга) по итогам первого квартала текущего года теряет рентабельность. Чистая прибыль, несмотря на рост пассажирооборота, снизилась более чем в 10 раз, – с 266,5 млн рублей по итогам аналогичного периода 2015 года до 26,4 млн рублей за отчетный период. Выручка при этом увеличилась с 889 млн рублей до 929 млн рублей.

Падение чистой прибыли в отчетности компании по РСБУ эксперты объясняют замедлением роста авиаотрасли. Из-за ослабления рубля существенно снизился спрос на международные перелеты. В случае с аэропортом Кольцово падение составило сразу 40%. Отразился на показателях и запрет на полеты в Турцию и Египет. Параллельно перед Кольцово забрезжила перспектива наращивания расходов. В настоящее время представители аэропорта в суде третьей инстанции пытаются оспорить многомиллионные выплаты ФГУП «Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)» (АГАА, находится в ведении Росавиации) за использование федерального имущества. По решению 17 апелляционного суда аэропорту предстоит выплатить ФГУПу 53 миллиона рублей необоснованного обогащения за период с 28 июля 2014 года по 29 апреля 2015 года.

Согласно материалам Арбитражного суда Свердловской области, аэропорт еще в 1998 году получил в аренду на 49 лет федеральное имущество с балансовой стоимостью в 397 миллионов рублей. Среди объектов аренды значились перрон аэродрома, магистральные рулежные дорожки, стояночные места для самолетов, грузовой перрон и взлетно-посадочная полоса. Первоначально договор был заключен с Комитетом по управлению государственным имуществом Свердловской области, который выступал своего рода посредником между федералами и оператором аэропорта. Оператор аэропорта получил все оговоренные объекты практически в безвозмездное пользование, поскольку плата устанавливалась «в виде возложения на арендатора затрат по содержанию в исправном состоянии арендованного имущества».

В 2011 году в контракт были внесены корректировки, в рамках которых АГАА стала напрямую выступать арендодателем имущества. В 2014 году ФГУП решило расторгнуть договор в одностороннем порядке, о чем уведомило Кольцово, предложив заключить новый контракт, так как часть имущества была отремонтирована за счет федерального бюджета. Тогда новых документов между сторонами подписано не было, потому «Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)» и потребовала возместить средства за период пользования Кольцово обновленным имуществом.

Суд первой инстанции решил, что по части объектов АГАА не имела права расторгать договор в одностороннем порядке, потому в их отношении продолжал действовать старый контракт, соответственно необоснованного обогащения со стороны компании Виктора Вексельберга не было. Все же по части объектов, в том числе электроподстанции и очистным сооружениям, договор был расторгнут. Суд решил, что «Аэропорт Кольцово» должен возместить федеральному бюджету порядка 9 миллионов рублей. Между тем в апелляционном суде АГАА удалось доказать, что она имела право расторгнуть в одностороннем порядке договор аренды по всем объектам. Решение свердловского арбитража было отменено. Рассмотрение кассационной жалобы аэропорта Кольцово в Арбитражном суде Уральского округа намечено на 26 июня.

Источник, близкий к аэропорту Кольцово, уточнил, что в настоящее время действует новый договор аренды аэродромного имущества, его параметры собеседник уточнить не смог. На официальный запрос «Правды УрФО» в АГАА заявили, что «запрос принят и рассмотрен», и в настоящее время компания «не предоставляет комментарии по данной теме».

Стоит напомнить, что ФГУП реализует проект по модернизации взлетно-посадочной полосы екатеринбургского аэропорта. Как ранее сообщала «Правда УрФО», контракт стоимостью 2,243 млрд рублей на проведение дорожно-строительных работ получил трест «Камдорстрой» из Татарстана. В данной ситуации эксперты авиаотрасли не исключают нового пересмотра договоров аренды «Администрацией гражданских аэропортов» в сторону увеличения стоимости.

«В настоящее время решается вопрос по разработке методики оценки объема арендной платы за аэродромное имущество. Если текущая методика будет пересмотрена, вполне возможно, что АГАА поднимет арендную плату», – считает главный редактор портала «Авиапорт» Олег Пантелеев.

Конкурс по выбору организации, которая займется разработкой описанной методики, уже объявлен. Однако эксперты видят и иные поводы для повышения платы за арендуемое имущество.

«Когда среди арендаторов есть солидные коммерческие структуры, у чиновников есть большой соблазн обложить их дополнительной платой. Они этим часто пользуются», – подчеркнул руководитель консалтинговой компании Infomost Борис Рыбак.

При этом, по мнению эксперта, от роста цен пострадает не оператор аэропортового имущества, а авиакомпании и, впоследствии, пассажиры. Поскольку аэропорт является монополистом, в случае увеличения арендной платы компания повысит стоимость своих услуг для авиаперевозчиков. Авиаперевозчики, большинство из которых в настоящее время находятся в критическом финансовом положении, в конечном итоге будут вынуждены сокращать свои потери за счет цен на билеты.

«Правда УрФО» продолжит следить за развитием событий.

Следите за новостями «Правды УрФО» в наших соцсетях: Telegram-канале, на Дзене, в Одноклассниках и во ВКонтакте.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости правды
Правда о спорте
Мнения о правде
Правда жизни