Кобылкин уходит от «Сотрудничества» с ХМАО и Тюменью

На Ямале намерены ограничиться реализацией единственного проекта

Губернатор ЯНАО Дмитрий Кобылкин сокращает участие в программе «Сотрудничество» до единственного проекта – автодороги Надым – Салехард. Таким образом, глава арктического региона исключает из документа около 40 направлений, ранее в нем присутствовавших. Впрочем, ввод в строй ямальской магистрали также откладывается до 2019 года в связи с уменьшением объемов финансирования. Столь серьезный секвестр участия в межрегиональном проекте руководитель автономии объяснил значительным уменьшением налога на прибыль, из которого формируется бюджет «Сотрудничества». Эксперты единодушно оценивают будущее программы как «туманное», однако отрицают возможность окончательного выхода ЯНАО из проекта. Тем не менее часть аналитиков сочла решение Кобылкина своеобразной «провокацией с целью увидеть реакцию своих коллег и проверить их на прочность». Не в последнюю очередь реанимирование проектов зависит от развития экономической ситуации в «тюменской матрешке», а также позиции федерального Минфина в отношении доходной базы субъектов РФ.

Единственным предложением со стороны ЯНАО в рамках программы «Сотрудничество» остается строительство автомобильной дороги Надым – Салехард. «У меня очень простой документ – у меня там одна дорога. Только дорога и инфраструктура. Мы убрали оттуда все направления, которых раньше было около 40. Мы решили оставить только один проект – автомобильную дорогу Надым – Салехард – и сконцентрируем все усилия на ней», – известил Дмитрий Кобылкин в ходе пресс-конференции в Тюмени. Значительно сократится и поток переселенцев-ветеранов Севера в областной центр. В текущем году власти автономии смогут перевезти не более 200 семей, хотя ранее их количество достигало тысячи.

Строительство дороги Надым – Салехард

В качестве основной причины секвестра участия в межрегиональной программе глава Ямала привел сокращение налога на прибыль – финансовой базы проекта. К провалу привели текущие цены на углеводороды, вызвавшие снижение доходов нефтегазовых корпораций. Тем не менее губернатор исключил «проблемы и просадки» в работе программы, не уточнив, за счет каких ресурсов будет нивелирован недостаток средств.

«Все, что мы запланировали и наметили в рамках «Сотрудничества», будет воплощено. Программа формируется из прибыли компаний. Да, в связи с ценами на углеводородное сырье произошло снижение. Прибыль у нефтяных компаний не такая большая, соответственно, налог на нее также меньше, и, соответственно, в программу заложено меньше», – мотивировал решение о сужении участия Кобылкин.

Участие в программе «Сотрудничество» охватывает 3 региона «тюменской матрешки». Общепринято считать, что роль «финансового локомотива» проекта отдана ХМАО-Югре, власти которой только в 2016-2018 годах намерены инвестировать 23 млрд рублей, в том числе 10,2 млрд на приобретение нежилых объектов под размещение детских садов и школ. Кроме того, 1,7 млрд получат строители центральной больницы Нижневартовска, а 4,2 млрд направят на увеличение уставного капитала страховой компании «Югория». Остальные средства в Югре намерены потратить на строительство и реконструкцию региональных автомагистралей. Заявление главы ЯНАО заставило депутатов думы ХМАО предположить возможные сокращения вливания со стороны других партнеров.

«Конечно, хотелось бы узнать мнение губернатора и правительства на этот счет. Но если смотреть в целом, то на сегодняшний день ситуация, связанная с исполнением доходной части бюджета не только на Ямале, но и во всех субъектах РФ, остается туманной. Хотя положительная динамика есть, но о стабильности говорить не приходится. Мы понимаем, что «Сотрудничество» подразумевает финансирование ряда социальных направлений. Но если бюджеты просядут, то залезать завтра в еще больший дефицит, чтобы финансировать программу, никто, пожалуй, не согласится. Здесь нужно понимать, каковы перспективы исполнения доходной части бюджета, и затем уже расставлять приоритеты. Ясности в данном вопросе пока нет», – говорит собеседник издания в парламенте автономного округа.

Депутат Госдумы РФ Владимир Сысоев считает, что наполнение доходной части программы никоим образом от руководства регионов Большой Тюмени не зависит. Решающую роль в процессе отводится налогоплательщикам. Объемы финансирования при этом в последние годы заметно снижаются, что в итоге воплощается в исключение ряда направлений из проекта. Негативное влияние, по мнению федерального парламентария, на реализацию намеченных планов оказывает позиция Минфина РФ, чьи законопроекты приводят к уменьшению доходов российских субъектов.

Губернаторы Тюменской области Владимир Якушев, ХМАО-Югры – Наталья Комарова, ЯНАО – Дмитрий Кобылкин (слева-направо)

«Формирование доходной части «Сотрудничества» зависит не от губернаторов, а от налогоплательщиков. Главы регионов, правительства и думы участвуют в процессах формирования только расходной части. На Ямале еще с 2012 года практически вся расходная часть свелась к строительству дороги Надым – Салехард, действительно жизненно необходимой и для округа, и для Большой Тюмени в целом. По сути, это произошло давно, и Дмитрий Кобылкин просто констатирует факт. Объемы финансирования уменьшаются, и в этом главная проблема. Не в последнюю очередь на это влияет Минфин, драконовские законопроекты которого ежегодно уменьшают доходную базу субъектов. В результате только в этом году из-за увеличения с 1 января НДПИ на газ ЯНАО недополучит около 15 миллиардов. А именно из налога на прибыль создается бюджет программы. Власти вынуждены концентрироваться на наиболее важных направлениях. Но будущее у «Сотрудничества» есть, иных вариантов быть не может», – уверен Владимир Сысоев.

Эксперты согласны с парламентариями в оценках перспектив межрегиональной программы, однако склонны критически рассматривать действующий механизм распределения средств. «Проблемные моменты реализации проекта», призванного способствовать интеграции севера и юга Большой Тюмени и ранее вызывали недовольство со стороны представителей автономий, а с осложнением внутриэкономической ситуации рискуют вновь оказаться на повестке дня.

«У меня неоднозначное отношение к «Сотрудничеству». Югра вкладывает в программу огромные средства, Ямал заметно меньше, но ни разу не были обнародованы цифры финансового участия Тюменской области, несмотря на межрегиональный статус. Получается парадокс: деньги автономий направляются в бюджет соседнего субъекта федерации, который в дальнейшем решает, что именно нужно сейчас строить в округах. Полагаю, что Югра и Ямал эффективнее способны решать, на чем концентрировать финансовые усилия. Между тем в программе, подчеркну, участвуют 3 равноправных субъекта РФ. Кроме того, конкурсы на строительство объектов в округах проводит Тюмень и затем становится их собственником, а уже после этого принимает решение о передаче инфраструктуры в собственность соседних регионов. Такие моменты выглядят проблемными в свете межбюджетных отношений», – обозначает «болевые точки» программы политолог Анатолий Корнеев.

Аналитик напоминает, что в свое время губернатор ХМАО Александр Филипенко настаивал, что межбюджетные отношения между автономиями, входящими в состав Тюменской области, регулируются соответствующим соглашением. На этой базе была создана программа. В результате возникла ситуация, при которой «округа выплачивают за свою самостоятельность своеобразную «дань» Тюменской области». При этом в договоре есть пункт, согласно которому в случае выхода одного из «союзников» из соглашения вступают в силу положения Бюджетного кодекса РФ, и в итоге все бюджеты объединяются в Тюмени. По словам политолога, распад «Сотрудничества» неизбежно приведет к снижению качества жизни в округах и в целом стагнации их социально-экономического развития. Заявления Дмитрия Кобылкина о значительном сокращении участия эксперт расценивает как «своего рода провокацию на предмет проверки реакции Тюмени» и приводит пример внутрирегиональных противостояний, «когда в первой половине 2000-х годов ХМАО вел самостоятельную политику, губернаторы Сергей Собянин и Юрий Неёлов подписали соглашение об экономическом единстве Тюменской области и Ямала, а Югра оказалась в роли «прокладки между двумя братскими народами».

Коллега югорского политолога Александр Безделов не склонен считать решение ямальских властей «провокационным», определяя его как «закономерное». Сокращение финансирования программы аналитик связывает с изменениями в бюджетной политике и рассчитывает в случае стабилизации экономической ситуации на реанимацию ныне «законсервированных» направлений.

«О сокращении программы «Сотрудничество» говорил не только губернатор Кобылкин. Вопрос обсуждали и на заседаниях Тюменской облдумы, и в администрации Тюменской области, поэтому не назвал бы его чем-то шокирующим. Чиновники и депутаты приводили различные обоснования сокращению программы, в частности, снижение бюджетных доходов, оптимизацию расходной части областной казны. Не секрет, что из средств «Сотрудничества» финансируются главным образом проекты на территории ЯНАО и ХМАО. И, наверное, правильно, что средства, поступающие в облбюджет из округов, в дальнейшем реинвестировались. Сегодня бюджеты формируются иначе, уже не первый год не поступают средства от НДПИ. Возможности тюменской казны по финансированию проектов значительно снизились, и закономерно сокращается программа. Не вижу в словах Кобылкина провокации, исходя из бюджетной реальности. В будущем, в случае исправления ситуации, программа будет реанимирована», – высказал свою точку зрения тюменский эксперт Александр Безделов.

Изначально разработанная в 2004 году программа «Сотрудничество» включала в себя порядка 40 направлений, предполагающих решение вопросов социальной сферы, предоставление специализированной медпомощи, поддержку жилстроительства, развитие агропрома, развитие транспортной и сопутствующей инфраструктуры. Одним из ключевых для ЯНАО направлений стало переселение жителей округа в Тюмень, где ввели в строй микрорайоны Ямальский-1 и Ямальский-2. В текущей ситуации большинство направлений предполагается свернуть, в том числе и возведение Ямальского-3, однако в администрации округа заверяют, что наиболее важные в социальном плане проекты будут доведены до логического завершения. Инвестиции ЯНАО в программу составят, с оговоркой о возможных корректировках, около 2,8 млрд рублей в 2016 году, 3,3 млрд в 2017-м и чуть более 4,27 млрд в 2018-м.

«Строительство автодороги Надым – Салехард является приоритетным для Ямала направлением программы, значимым для развития ХМАО, Тюменской области и многих других регионов страны. Соответственно, данный приоритет программы «Сотрудничество» является капиталоемким и ключевым в предстоящие 3 года. Сохранено социально ответственное направление – переселение ветеранов освоения Крайнего Севера в Тюмень. Принято решение о сохранении финансирования на предоставление социальных выплат гражданам, выезжающим из арктического региона в населенные пункты юга Тюменской области. Кроме того, в планах реализация проекта для льготной категории многодетных семей, касающегося обеспечения инженерной инфраструктурой земельных участков под индивидуальное жилстроительство в Тюмени. Наконец продолжим строительство окружного реабилитационного центра для детей с ограниченными возможностями и детей, состоящих на диспансерном учете, «Большой Тараскуль» на 150 мест», – уточнили и конкретизировали для издания планы в аппарате губернатора ЯНАО.

«Правда УрФО» продолжит следить за развитием событий.

Следите за новостями «Правды УрФО» в наших соцсетях: Telegram-канале, на Дзене, в Одноклассниках и во ВКонтакте.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости правды
Правда о спорте
Мнения о правде
Правда жизни