Единственным предложением со стороны ЯНАО в рамках программы «Сотрудничество» остается строительство автомобильной дороги Надым – Салехард. «У меня очень простой документ – у меня там одна дорога. Только дорога и инфраструктура. Мы убрали оттуда все направления, которых раньше было около 40. Мы решили оставить только один проект – автомобильную дорогу Надым – Салехард – и сконцентрируем все усилия на ней», – известил Дмитрий Кобылкин в ходе пресс-конференции в Тюмени. Значительно сократится и поток переселенцев-ветеранов Севера в областной центр. В текущем году власти автономии смогут перевезти не более 200 семей, хотя ранее их количество достигало тысячи.
Строительство дороги Надым – Салехард
В качестве основной причины секвестра участия в межрегиональной программе глава Ямала привел сокращение налога на прибыль – финансовой базы проекта. К провалу привели текущие цены на углеводороды, вызвавшие снижение доходов нефтегазовых корпораций. Тем не менее губернатор исключил «проблемы и просадки» в работе программы, не уточнив, за счет каких ресурсов будет нивелирован недостаток средств.
«Все, что мы запланировали и наметили в рамках «Сотрудничества», будет воплощено. Программа формируется из прибыли компаний. Да, в связи с ценами на углеводородное сырье произошло снижение. Прибыль у нефтяных компаний не такая большая, соответственно, налог на нее также меньше, и, соответственно, в программу заложено меньше», – мотивировал решение о сужении участия Кобылкин.
Участие в программе «Сотрудничество» охватывает 3 региона «тюменской матрешки». Общепринято считать, что роль «финансового локомотива» проекта отдана ХМАО-Югре, власти которой только в 2016-2018 годах намерены инвестировать 23 млрд рублей, в том числе 10,2 млрд на приобретение нежилых объектов под размещение детских садов и школ. Кроме того, 1,7 млрд получат строители центральной больницы Нижневартовска, а 4,2 млрд направят на увеличение уставного капитала страховой компании «Югория». Остальные средства в Югре намерены потратить на строительство и реконструкцию региональных автомагистралей. Заявление главы ЯНАО заставило депутатов думы ХМАО предположить возможные сокращения вливания со стороны других партнеров.
«Конечно, хотелось бы узнать мнение губернатора и правительства на этот счет. Но если смотреть в целом, то на сегодняшний день ситуация, связанная с исполнением доходной части бюджета не только на Ямале, но и во всех субъектах РФ, остается туманной. Хотя положительная динамика есть, но о стабильности говорить не приходится. Мы понимаем, что «Сотрудничество» подразумевает финансирование ряда социальных направлений. Но если бюджеты просядут, то залезать завтра в еще больший дефицит, чтобы финансировать программу, никто, пожалуй, не согласится. Здесь нужно понимать, каковы перспективы исполнения доходной части бюджета, и затем уже расставлять приоритеты. Ясности в данном вопросе пока нет», – говорит собеседник издания в парламенте автономного округа.
Депутат Госдумы РФ Владимир Сысоев считает, что наполнение доходной части программы никоим образом от руководства регионов Большой Тюмени не зависит. Решающую роль в процессе отводится налогоплательщикам. Объемы финансирования при этом в последние годы заметно снижаются, что в итоге воплощается в исключение ряда направлений из проекта. Негативное влияние, по мнению федерального парламентария, на реализацию намеченных планов оказывает позиция Минфина РФ, чьи законопроекты приводят к уменьшению доходов российских субъектов.
Губернаторы Тюменской области Владимир Якушев, ХМАО-Югры – Наталья Комарова, ЯНАО – Дмитрий Кобылкин (слева-направо)
«Формирование доходной части «Сотрудничества» зависит не от губернаторов, а от налогоплательщиков. Главы регионов, правительства и думы участвуют в процессах формирования только расходной части. На Ямале еще с 2012 года практически вся расходная часть свелась к строительству дороги Надым – Салехард, действительно жизненно необходимой и для округа, и для Большой Тюмени в целом. По сути, это произошло давно, и Дмитрий Кобылкин просто констатирует факт. Объемы финансирования уменьшаются, и в этом главная проблема. Не в последнюю очередь на это влияет Минфин, драконовские законопроекты которого ежегодно уменьшают доходную базу субъектов. В результате только в этом году из-за увеличения с 1 января НДПИ на газ ЯНАО недополучит около 15 миллиардов. А именно из налога на прибыль создается бюджет программы. Власти вынуждены концентрироваться на наиболее важных направлениях. Но будущее у «Сотрудничества» есть, иных вариантов быть не может», – уверен Владимир Сысоев.
Эксперты согласны с парламентариями в оценках перспектив межрегиональной программы, однако склонны критически рассматривать действующий механизм распределения средств. «Проблемные моменты реализации проекта», призванного способствовать интеграции севера и юга Большой Тюмени и ранее вызывали недовольство со стороны представителей автономий, а с осложнением внутриэкономической ситуации рискуют вновь оказаться на повестке дня.
«У меня неоднозначное отношение к «Сотрудничеству». Югра вкладывает в программу огромные средства, Ямал заметно меньше, но ни разу не были обнародованы цифры финансового участия Тюменской области, несмотря на межрегиональный статус. Получается парадокс: деньги автономий направляются в бюджет соседнего субъекта федерации, который в дальнейшем решает, что именно нужно сейчас строить в округах. Полагаю, что Югра и Ямал эффективнее способны решать, на чем концентрировать финансовые усилия. Между тем в программе, подчеркну, участвуют 3 равноправных субъекта РФ. Кроме того, конкурсы на строительство объектов в округах проводит Тюмень и затем становится их собственником, а уже после этого принимает решение о передаче инфраструктуры в собственность соседних регионов. Такие моменты выглядят проблемными в свете межбюджетных отношений», – обозначает «болевые точки» программы политолог Анатолий Корнеев.
Аналитик напоминает, что в свое время губернатор ХМАО Александр Филипенко настаивал, что межбюджетные отношения между автономиями, входящими в состав Тюменской области, регулируются соответствующим соглашением. На этой базе была создана программа. В результате возникла ситуация, при которой «округа выплачивают за свою самостоятельность своеобразную «дань» Тюменской области». При этом в договоре есть пункт, согласно которому в случае выхода одного из «союзников» из соглашения вступают в силу положения Бюджетного кодекса РФ, и в итоге все бюджеты объединяются в Тюмени. По словам политолога, распад «Сотрудничества» неизбежно приведет к снижению качества жизни в округах и в целом стагнации их социально-экономического развития. Заявления Дмитрия Кобылкина о значительном сокращении участия эксперт расценивает как «своего рода провокацию на предмет проверки реакции Тюмени» и приводит пример внутрирегиональных противостояний, «когда в первой половине 2000-х годов ХМАО вел самостоятельную политику, губернаторы Сергей Собянин и Юрий Неёлов подписали соглашение об экономическом единстве Тюменской области и Ямала, а Югра оказалась в роли «прокладки между двумя братскими народами».
Коллега югорского политолога Александр Безделов не склонен считать решение ямальских властей «провокационным», определяя его как «закономерное». Сокращение финансирования программы аналитик связывает с изменениями в бюджетной политике и рассчитывает в случае стабилизации экономической ситуации на реанимацию ныне «законсервированных» направлений.
«О сокращении программы «Сотрудничество» говорил не только губернатор Кобылкин. Вопрос обсуждали и на заседаниях Тюменской облдумы, и в администрации Тюменской области, поэтому не назвал бы его чем-то шокирующим. Чиновники и депутаты приводили различные обоснования сокращению программы, в частности, снижение бюджетных доходов, оптимизацию расходной части областной казны. Не секрет, что из средств «Сотрудничества» финансируются главным образом проекты на территории ЯНАО и ХМАО. И, наверное, правильно, что средства, поступающие в облбюджет из округов, в дальнейшем реинвестировались. Сегодня бюджеты формируются иначе, уже не первый год не поступают средства от НДПИ. Возможности тюменской казны по финансированию проектов значительно снизились, и закономерно сокращается программа. Не вижу в словах Кобылкина провокации, исходя из бюджетной реальности. В будущем, в случае исправления ситуации, программа будет реанимирована», – высказал свою точку зрения тюменский эксперт Александр Безделов.
Изначально разработанная в 2004 году программа «Сотрудничество» включала в себя порядка 40 направлений, предполагающих решение вопросов социальной сферы, предоставление специализированной медпомощи, поддержку жилстроительства, развитие агропрома, развитие транспортной и сопутствующей инфраструктуры. Одним из ключевых для ЯНАО направлений стало переселение жителей округа в Тюмень, где ввели в строй микрорайоны Ямальский-1 и Ямальский-2. В текущей ситуации большинство направлений предполагается свернуть, в том числе и возведение Ямальского-3, однако в администрации округа заверяют, что наиболее важные в социальном плане проекты будут доведены до логического завершения. Инвестиции ЯНАО в программу составят, с оговоркой о возможных корректировках, около 2,8 млрд рублей в 2016 году, 3,3 млрд в 2017-м и чуть более 4,27 млрд в 2018-м.
«Строительство автодороги Надым – Салехард является приоритетным для Ямала направлением программы, значимым для развития ХМАО, Тюменской области и многих других регионов страны. Соответственно, данный приоритет программы «Сотрудничество» является капиталоемким и ключевым в предстоящие 3 года. Сохранено социально ответственное направление – переселение ветеранов освоения Крайнего Севера в Тюмень. Принято решение о сохранении финансирования на предоставление социальных выплат гражданам, выезжающим из арктического региона в населенные пункты юга Тюменской области. Кроме того, в планах реализация проекта для льготной категории многодетных семей, касающегося обеспечения инженерной инфраструктурой земельных участков под индивидуальное жилстроительство в Тюмени. Наконец продолжим строительство окружного реабилитационного центра для детей с ограниченными возможностями и детей, состоящих на диспансерном учете, «Большой Тараскуль» на 150 мест», – уточнили и конкретизировали для издания планы в аппарате губернатора ЯНАО.
«Правда УрФО» продолжит следить за развитием событий.