Развитие туризма на Ямале подорвала экология

Туристические планы Кобылкина остаются без дорог и господдержки

В Салехарде завершился туристическо-экологический форум «Полярная Земля», в рамках которого эксперты и участники обсуждали перспективы развития туризма на территории арктического региона. Все эксперты склонны поддерживать точку зрения региональных властей о внушительном потенциале Ямала в плане экологического и этнического туризма. Однако представители экологических и туристических ассоциаций видят на этом пути гораздо больше препятствий, которые следует преодолеть для того, чтобы туризм в округе обрел постоянную основу. При этом специалисты выражают большие сомнения насчет прибыльности данной сферы для ямальского бюджета, называя арктический туризм «нишевым и элитарным». Большого дохода эта деятельность принести не сможет, а вот к существенным затратам приведет, поскольку региону необходима не только транспортная инфраструктура, но и эффективные и опытные работники туристической сферы, а также гостиницы и базы отдыха. Более того, массовый туризм повлечет за собой существенный ущерб природе Арктики.

В правительстве Ямало-Ненецкого автономного округа заявили, что в рамках госпрограммы «Развитие туризма, повышение эффективности реализации молодежной политики, организация отдыха и оздоровления детей и молодежи на 2014-2020 годы» в 2016 году планируется работать над популяризацией туристических возможностей региона, организацией мероприятий по развитию туризма и отдыха, а также развитием туристской инфраструктуры на территории округа. Объем финансовых средств департамента молодежной политики и туризма ЯНАО на реализацию данных направлений в 2016 году составляет около 15,4 млн рублей. При этом ежегодно департамент направляет заявки на предоставление федеральных субсидий на реализацию мероприятий туристской отрасли в регионе. Однако, как сообщили в правительстве ЯНАО, «на сегодняшний день из федерального бюджета субсидия по данному направлению округу ни разу не выделялась».

Правительство Ямало-Ненецкого автономного округа

Власти региона признают ряд сложностей в работе над туристическим развитием Ямала. Основными проблемами в правительстве арктического региона считают отсутствие обязательного лицензирования и сертификации для организаций туристской индустрии, что негативно сказывается на качестве предоставляемых услуг. Кроме того, в профильном департаменте как одну из наиболее серьезных проблем называют сложную транспортную схему региона и труднодоступность отдельных территорий, наиболее привлекательных для туристов. Это в свою очередь становится причиной высокой транспортной составляющей въездных туров.

Вместе с тем начальник отдела туризма Федерального государственного бюджетного учреждения «Национальный парк «Русская Арктика» Сергей Широкий отмечает, что заполярный туризм – не массовый, скорее, нишевый. Еще одну сложность эксперт видит в отсутствии доступной информации о туризме, достопримечательностях в Арктике, о том, как туда добраться. Это, в частности, касается и ЯНАО. «Еще одна проблема – нет дорог. Если развивать транспортную инфраструктуру, то, возможно, это позволит несколько снизить стоимость туров и привлечь больше туристов. В этом важна роль государства, в частности, роль правительства Ямала. Это обусловлено тем, что бизнес вкладываться в инфраструктуру транспортную не намерен», – прокомментировал ситуацию глава национального парка.

Также очень важен вопрос о массовых потоках туристов на Крайний Север. Эксперты уверены, что для Арктики необходим экологический туризм, основой которого выступает бережное отношение к природе. «К тому же людям интересно посмотреть на нетронутую природу. Если они увидят следы, скажем, от снегоходов в тундре, то это отнимет львиную долю впечатлений. Поэтому стоит подумать о передвижении на традиционных для этой местности способах передвижения. Например, на оленьих упряжах. Отмечу, что нишевые туристы могут потратить больше денег, чем массовые, потому что они едут именно за этими впечатлениями. Поэтому стоит соблюдать туристический баланс. Массовый туризм в любом случае негативно влияет на природу, разрушая ее. Ведь для этого нужно строить дороги, любая дорога – это урон для природы. Кроме того, вытаптывается растительный покров», – подчеркнул Сергей Широкий.

Эксперты сходятся во мнении, что у Ямала неплохой потенциал для этно-культурного туризма. Однако для развития этого направления необходимо учесть еще ряд важных факторов. По словам президента Фонда развития экотуризма «Дерсу Узала», директора Ассоциации экологического туризма Елены Ледовских, потенциал Ямала в несколько раз превышает существующие возможности. В частности, речь идет о подготовке персонала и разработке действительно интересных туров. «И с тем, и с другим в настоящее время существуют серьезные сложности. В России сейчас нет школы экологического туризма. Иногда проводятся тренинги, но этого мало», – отмечает эксперт.

Более того, для развития отрасли необходимо разрабатывать по-настоящему интересные туры, которые будут длиться не 3-4 дня. «Люди приезжают на отдых, в том числе из-за рубежа, и платят большие деньги не ради нескольких дней. К тому же они хотят получить сильные впечатления. Поэтому туроператорам можно договариваться с местными промысловыми хозяйствами, например, при проработке туров. На Ямале есть возможности для рыбалки, использования географических компонентов. Кроме того, есть возможность создания этнических фестивалей, связанных с малыми народами Севера или их виды спорта», – рассказала изданию Елена Ледовских.

Также для развития туризма в Арктике, по мнению специалистов, необходимо очень ответственно подойти к маркетингу, продвижению. В этом моменте также нужна правительственная поддержка. Регион должен грамотно продвигать туристические интересы. Аналогичные идеи высказывает и руководитель представительства туроператора «Натали Турс» в Екатеринбурге Олег Хигер. «Нужны грамотные люди, которые будут этим заниматься. Они должны учитывать, что не все люди выдержат суровые северные условия. Поэтому нужно рассчитывать на тех, у кого не сильно развита физподготовка. Нужно оправдать их пребывание в Арктике. Они должны понять, ради чего они терпят всяческие лишения. Прежде всего, следует определить бюджет и аудиторию, которую планируется привлекать», – отметил глава представительства оператора.

К прочему, важно учитывать, что туристический сезон в арктической зоне ограничен. Нужно, чтобы и в зимний период было чем занять, привлечь туристов. К тому же в основном туристы – люди не спортивные, и необходимо, чтобы им было комфортно передвигаться и жить в условиях Крайнего Севера. Исполнительный директор уральской ассоциации туризма Михаил Мальцев также указывает на то, что арктический туризм элитарен с точки зрения цены, а не комфорта. По его мнению, перспективы развития данного направления на Ямале есть, однако широкий сегмент привлечь не удастся.

«Правда УрФО» будет следить за развитием событий.

Справочно:

Ямальские туристические компании реализуют этнографические, водно-пешеходные туры, программы социального туризма, охватывающие детей-сирот, инвалидов, граждан пенсионного возраста, а также специализированные туристические программы для школьников, студентов, ветеранов. Всего на Ямале зарегистрировано более 1200 объектов туристской индустрии, около 90 гостиниц. Округ в 2015 году стал победителем голосования среди посетителей сайта журнала National Geographic Traveler в номинации «Российский туризм».

Следите за новостями «Правды УрФО» в наших соцсетях: Telegram-канале, на Дзене, в Одноклассниках и во ВКонтакте.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости правды
Правда о спорте
Мнения о правде
Правда жизни