- Правда УрФО - https://pravdaurfo.ru -

Мигрантов УрФО оставили без контроля

Перераспределение правоохранительных полномочий в пользу МВД, структуры которого пополнятся за счет ликвидируемых ФМС и ФСКН, несет в себе риски осложнения миграционной ситуации в регионах УрФО. Как стало известно из указа главы государства, гарантию трудоустройства получают только представители наркоконтроля – их ведомство переводится в МВД полным составом с сохранением всех выслуг и прочих льгот. В миграционной службе перспективы гораздо пессимистичнее – уже известно о сокращении штатной численности на 30% без изменения общего объема работ.

«ФМС – это не только учет гастарбайтеров да облавы на нелегалов. Паспортное обслуживание населения, регистрация по месту жительства – это тоже функции этого ведомства. Кто потеряет работу – неизвестно до сих пор. Если при прошлогодних сокращениях у силовиков заявлялось, что в первую очередь урежут вакантные ставки и часть руководящих постов, то сейчас такого нет даже на декларативном уровне. То есть высока вероятность того, что под сокращение попадут и инспекторы «на земле». Что это будет означать для граждан? Риск того, что вырастут очереди, а сроки предоставления госуслуг – увеличатся. Любые изменения сопровождаются организационными вопросами, решение которых отнимает время и ресурсы», – пояснил источник редакции, знакомый с деталями реформы в ведомствах.

С его мнением согласны и федеральные эксперты. Так, глава Общественного совета при ФМС России Владимир Волох считает, что МВД не сможет эффективно переключиться на миграционную проблематику, в том числе и из-за заявленных сокращений в ликвидируемой организации.

«Полагаю, что не так много будет приглашено на работу в органы МВД России, и это серьезная проблема, потому что все базы данных, которые есть, система управления этими процессами – это наработки многих длительных лет. Сразу переключиться, тем более ведомству, которое не специализируется на широком круге вопросов, а только на одном – предотвращении незаконной миграции, не получится. А по остальным направлениям будут проблемные зоны, причем серьезные», – заявил Волох.

По словам собеседников издания, на территории УрФО в силу экономической и географической специфики практически все субъекты требуют особого надзора в сфере миграционной политики. Ослабление, указывают эксперты, чревато потерей или снижением контроля по ключевым направлениям.

«Если брать УрФО – то тут есть несколько субъектов, которым требуется повышенное внимание. Во-первых, конечно, это автономные округа из-за высокого числа мигрантов-гастарбайтеров. Малейшее ослабление контроля грозит непредсказуемыми последствиями, а ведь и так периодически идут сообщения о выявлении и задержании вербовщиков той же ИГИЛ (экстремистская организация, запрещенная в РФ. – Прим. ред.). Кроме того, значительная часть наркотиков перевозится мигрантами из Средней Азии», – пояснил риски сотрудник силовых структур.

При этом собеседники редакции отмечают, что остальные регионы, входящие в УрФО, также обладают специфическими характеристиками, требующими особого контроля со стороны миграционных служб вне зависимости от того, кому принадлежат соответствующие полномочия.

«Субъекты, которые находятся, скажем так, на юге федерального округа, крайне важны в структуре внутренней безопасности по другой причине. Есть Челябинская, Курганская и Тюменская области на казахской границе. Есть Екатеринбург, сам по себе притягивающий гастарбайтеров, и при этом здесь же крупный международный авиаузел – то есть потоки идут достаточно мощные, и нет поводов рассчитывать на то, что они вдруг тоже сократятся на эти 30%», – заявил в анонимной беседе представитель одного из региональных подразделений ФМС.

При этом региональные управления из-за отсутствия приказов и инструкций, детализирующих анонсированные изменения, отказываются от комментариев, в том числе – и относительно количества ныне действующих сотрудников, треть из которых оказались претендентами на увольнение.

«Людей понять можно. Убирать будут 30%, а сделать это за счет незанятых должностей и руководящих постов не получится даже при желании. С учетом российских традиций, когда сокращения касаются начальства в последнюю очередь, очевидно, что без работы остаться может любой. Логично, что в ближайшее время ни от кого вы не услышите ни одного высказывания, которое могло бы негативно сказаться при принятии решения о карьерных перспективах этого конкретного сотрудника», – пояснил ситуацию собеседник редакции.

Отметим, что внутри ведомства подобные пессимистичные настроения разделяют далеко не все работники. Некоторые представители напоминают о том, что при выводе миграционной службы из ведения МВД структура уже сталкивалась с серьезными кадровыми проблемами, которые, вероятно, получится ликвидировать при обратном присоединении.

«На самом деле все далеко не так драматично. Да, будут сокращения. Но с другой стороны, а давно ли те же самые миграционщики жаловались, что с независимостью от полиции они потеряли в зарплате? Всего три года назад, когда с них активно снимали погоны, переводя на гражданскую службу, тоже все жаловались, мол, нет погон – нет и надбавок за звание, за выслугу и т.д. Пришли к тому, что зарплаты по некоторым должностям и до 10 тысяч рублей не дотягивали. Теперь вернутся в строй. Конечно, офицерами полиции они не станут, но возвращение им специальных званий внутренней службы очень вероятно. Так что сотрудников в целом станет меньше, зато, если они снова начнут получать отмененные доплаты, появится возможность более тщательно отбирать претендентов, а в сумме это позволит сохранить нынешнюю производительность труда», – считает один из высокопоставленных полицейских.

Завершиться все организационно-штатные мероприятия, связанные с реформой правоохранительных органов, должны до 1 июня.

«Правда УрФО [1]» будет внимательно следить за развитием событий.