ОНФ нашел дыры в тюменской системе госзакупок

Региональные общественники и предприниматели заявили о необходимости повышения качества организации торгов

Тюменские предприниматели и активисты ОНФ потребовали изменения системы госзакупок в регионе. Фронтовики указывают, с одной стороны, на недоступность торгов для малого и среднего бизнеса, с другой – на низкое качество конкурсной документации, приводящее к необоснованному демпингу со стороны и срыву реализации контрактов. Избежать неэффективного использования бюджетных средств, по мнению общественников, возможно через предварительное обсуждение конкурсной документации с представителями отраслевых сообществ. Предложение поддерживают и законодатели, полагая, что это отчасти лишит муниципальных и госслужащих возможности формировать предложения под «своих» подрядчиков, хотя и замедлит саму процедуру выбора исполнителей контрактов.

В тюменском отделении «Общероссийского народного фронта» признали сферу госзакупок малодоступной для малого и среднего бизнеса. Общественники обсудили причины сложившейся ситуации на выездном заседании в Ялуторовске, в котором приняли участие активисты проекта ОНФ «За честные закупки», представители «Опоры России», руководство администрации города, бизнесмены и муниципальные заказчики. По мнению представителей общественных организаций, недоступность госзакупок обусловлена громоздкой системой проведения торгов.

«Зачастую небольшие компании просто не могут найти лот, который был бы им интересен, настолько хитро он спрятан», – сказал представитель регионального отделения «Опоры России» Сергей Терещенко.

Еще одной причиной возникающих сложностей при участии малого и среднего предпринимательства в государственных закупках, по мнению представителей ОНФ, является недостаточная правовая грамотность предпринимателей. По словам участника проекта «За честные закупки» Алексея Савоськина, большую часть тендерных заявок отклоняют из-за несоответствия требованиям оформления документов. При этом чиновники изъявляют готовность оказать бизнесменам консультативную помощь в рамках семинаров и круглых столов.

В свою очередь предприниматели критикуют муниципальных и госслужащих за технические задания низкого качества. Как отметила на выездном заседании заместитель руководителя УФАС по Тюменской области Ирина Поткина, последствиями плохо проработанной конкурсной документации является демпинг цен, срывы исполнения и подписания контрактов. Более того, заказчикам в этом случае приходится нести ответственность за неэффективные расходы бюджетных средств. Как вариант решения проблемы некачественной проработки документов «фронтовики» предлагают ввести дополнительный фильтр при составлении техзаданий. До опубликования тендеров предлагается выкладывать в открытом доступе проекты технических требований и после их обсуждения с учетом полученных замечаний и предложений формировать закупку.

«Это не решит всех проблем, с которыми сталкиваются предприниматели, участвуя в госзакупках. Но это уже шаг к тому, чтобы сделать систему закупок более прозрачной. К тому же, у бизнеса будет больше времени, чтобы подготовиться к участию в торгах. Ведь закупки проводятся всегда в режиме цейтнота, и не все успевают оформить документы и договориться с банками о предоставлении кредитов на исполнение заказов», – прокомментировал ситуацию депутат тюменской областной думы Гарри Столяров.

Парламентарий также отметил, что дополнительные согласования с подрядчиками, пусть и продлят сроки закупок, но сократят возможности заинтересованных заказчиков составлять конкурсные документы под определенного исполнителя. В целом, депутаты и общественники указывают на необходимость сделать сферу закупок более прозрачной и максимально привлечь к этой работе руководство муниципалитетов. Например, главе города Ялуторовска общественники рекомендовали увеличить количество конкурентных процедур в рамках исполнения Федерального закона №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

«Система госзакупок пока не настолько прозрачна и понятна предпринимателям, как хотелось бы. Работа органами власти в этом направлении ведется, но и недобросовестные поставщики тоже не дремлют, запуская все новые и новые схемы мошенничества», – заявил участник проекта ОНФ «За честные закупки» Александр Шемякин.

В существующей ситуации парламентарии и правозащитники также считают необходимым изменение законодательства, в частности, системы внесения предпринимателей в реестр недобросовестных подрядчиков. Как отметила бизнес-омбудсмен Тюменской области Лариса Невидайло, в настоящее время в случае отмены закупки исполнителя в течение трех дней вносят в «черный список». Доказать свою правоту и восстановить репутацию бизнесмены могут только после положительного решения суда. В аппарате уполномоченного по правам предпринимателей считают, что корректировки реестра стоит проводить только после решения суда.

«Правда УрФО» продолжит следить за развитием ситуации.

Справочно:

Согласно анализу проведения закупок у субъектов малого предпринимательства и социально-ориентированных некоммерческих организаций в Тюменской области, за 9 месяцев 2015 года общий объем закупок на специализированных торгах составил около 1,6 млрд рублей (16,4% совокупного годового объема закупок).

Следите за новостями «Правды УрФО» в наших соцсетях: Telegram-канале, на Дзене, в Одноклассниках и во ВКонтакте.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости правды
Правда о спорте
Мнения о правде
Правда жизни