Федеральные власти утвердили стратегию развития ЖКХ до 2020 года. Решение о применении новых методов тарифного регулирования, в частности, альтернативной котельной, предлагается оставить за регионами, а внедрение метода альтернативной котельной для теплоснабжающих организаций на территории отдельных муниципалитетов будет возможно только при наличии согласия властей субъекта РФ и главы городской администрации. Причем указанные критерии применимы только для муниципалитетов, где более 50% тепловой энергии генерируется на источниках комбинированной выработки. Для остальных территорий, метод альтернативной котельной может применяться только с согласия региональных властей.
Уточним, регулирование тарифов на тепло по методу альтернативной котельной предусмотрено утвержденной правительством РФ «дорожной картой» по внедрению новой модели рынка тепла. Данная регуляторная политика предполагает установку предельной планки стоимости тепловой энергии, которая рассчитывается индивидуально для каждого региона. За основу берется стоимость гигакаллории, произведенной на условной идеальной котельной, с учетом всех климатических, транспортных и прочих факторов. В тех муниципалитетах, где стоимость тепла уже выше предполагаемой альткотельной, тариф предлагается заморозить до тех пор, пока показатели не уравняются за счет ежегодной индексации.
В рамках Уральского федерального округа проблема изменения метода регулирования наиболее остро стоит для крупных региональных центров: Тюмени, Челябинска и Екатеринбурга. Местные власти опасаются, что под предлогом альткотельной крупные генерирующие компании смогут кратно взвинтить цены на поставляемое тепло. По словам министра тарифного регулирования и энергетики Челябинской области Татьяны Кучиц, негативные последствия обусловлены тем, что уровень альткотельной значительно превышает действующий тариф. К прочему, новая регуляторика ведет к расширению полномочий генерирующих компаний. «Главное, что это не выгодно для конечного потребителя», – резюмировала министр.
Министр тарифного регулирования и энергетики Челябинской области Татьяна Кучиц
По оценкам экспертов челябинского правительства, уровень альткотельной для Челябинска обсуждался в размере 1569 рублей. При этом на данный момент средний тариф для конечного потребителя, за исключением населения, в столице Южного Урала составляет 1146 рублей. Таким образом, никто не сможет удержать владельцев комбинированных источников энергии одномоментно поднять цену до максимальной отметки.
Отметим, что новую методику оценивают как губительную не только для региональных центров, но и для отдаленных территорий. Дело в том, что низкая стоимость тепла в мегаполисах обусловлена большим количеством потребителей, в то время как на периферии, где зачастую эксплуатируются старые неэффективные мощности, цена на тепло значительно превышает уровень альткотельной. Заморозка тарифов в данном случае оставит компании без средств к существованию.
Например, для Свердловской области предлагалось определить планку на уровне 1300 рублей за гигакаллорию, в то время как тариф в ряде территорий в среднем составляет 1700 рублей, при этом цифра сильно урезана местным регулятором и не позволяет увеличить инвестпрограмму предприятий до необходимых объемов и программ развития. Таким образом, установленный сегодня тариф не позволяет обновить сетевую инфраструктуру и тепловые источники, а с учетом нового механизма и вовсе будет понижен в условиях регулярно дорожающего газа и транспортных услуг.
Собеседники издания, близкие к правительству Тюменской области, ранее заявляли «Правде УрФО», что в реформе, в первую очередь, заинтересован ряд крупных генераторов, работающих в региональных центрах, таких как ОАО «Фортум» (контролируется финским концерном Fortum) и ПАО «Т Плюс» (бывшее ЗАО «КЭС Холдинг» Виктора Вексельберга).
«ОАО «Фортум» предложило правительству региона направить сверхприбыль, которая образуется у компании от разницы между действующими тарифами на тепло и предполагаемой альткотельной, на прекращение «котельнизации» и строительство новых ТЭЦ. Судя по всему, по замыслу генератора, таким образом муниципальные котельные будут замещены их станциями за счет потребителей региона и бюджета», – поясняет собеседник издания, знакомый с позицией правительства Тюменской области.
Отметим, «котельнизация страны» – один из основных PR-инструментов лоббистов альтернативной котельной и, в частности, самого «Фортума». Представители компании настаивают, что котельные необходимо выводить из оборота как неэффективные источники, а на их место должны прийти ТЭЦ с более высоким КПД. Однако заниматься новым строительством в текущих условиях рынка ни одна из компаний не намерена.
Пока региональные чиновники сходятся во мнении, что применение новых методов регулирования нецелесообразно, так как напрямую наносит ущерб потребителям и, по их мнению, направлено исключительно на получение сверхприбыли генерирующими компаниями. С учетом положений, озвученных федеральным правительством, субъекты РФ смогут эффективно противостоять федеральному лоббизму заинтересованных коммерческих структур.
«Правда УрФО» продолжит следить за развитием событий.