В ходе традиционной пресс-конференции уральский полпред Игорь Холманских высказал убежденность в необходимости интенсификации строительства мостового перехода через Обь. В настоящий момент построено либо утверждено 5 из 6 звеньев транспортного коридора, однако возведение ключевого участка Северного широтного хода возможно лишь при федеральной поддержке. На реализацию, по актуальным подсчетам, требуется 61 млрд рублей.
«Для страны исключительно важно развитие арктической зоны. Нужна транспортная инфраструктура. СШХ не может существовать без моста через Обь. Строительство моста позволит повысить уровень жизни ямальцев, но средства требуются очень серьезные, порядка 61 миллиарда рублей. В ноябре в Сабетте на выездном заседании Совбеза мы обсуждали этот вопрос в комплексе с «Ямал СПГ», морским портом, веткой до Бованенково. Сам мост давно находится в программе развития транспортной инфраструктуры РФ. В этом году нужно поработать, чтобы в 2017 году начать его строить. Могу сказать, что мы рекомендовали федеральному правительству изыскать средства на этот мостовой переход», – обозначил свою позицию полпред.
Тем не менее, несмотря на озвученные Холманских предложения и заинтересованность федерального центра в интенсивном развитии арктической транспортной инфраструктуры, конкретная дата начала стройки остается в тумане. При этом далеко не последняя роль в решении данного вопроса отводится правительству ЯНАО. Между тем региональный кабмин предпочитает держать паузу, ссылаясь на экономические трудности, и отдает роль первой скрипки федеральному центру. Стоит отметить, глава региона Дмитрий Кобылкин в декабре 2015 года заявил о невостребованности ряда проектов арктической инфраструктуры, возводимых КР, хотя ранее выражал им «всецелую поддержку».
Губернатор ЯНАО Дмитрий Кобылкин
«Мост крайне важен как основное связующее звено СШХ с завязкой на выход к мировому океану через Сабетту. Без этого моста вся затея рушится. Все этот факт понимают, поддерживают президент и правительство. Максимально включены региональные силы, но реализовать проект возможно только при участии федерального центра. Полагаю, что все будет зависеть от экономической ситуации. А она сейчас такая, какая есть… Пока пауза. Буквально вчера Дмитрий Кобылкин говорил, что региону не под силу осуществить этот проект. Понимая значимость этой магистрали не только для Ямала, но и для всей России, важность укрепления геополитических позиций в Арктике, должна вкладываться Федерация. Что касается подготовительных работ, технических решений, то они идут своим чередом. От проекта не отказываемся», – говорит собеседник издания, близкий к властям региона.
Со своей стороны «Корпорация развития» как реализатор проекта стратегической магистрали готова приступить к непосредственной работе. Однако старт зависит от решений правительства РФ и кабмина автономии.
«ОАО «Корпорация развития» не располагает информацией относительно сроков выделения средств. Что касается получателя, то деньги выделяются заказчику строительства объекта, который в настоящий момент не определен. Мост через Обь является неотъемлемой частью стратегической железнодорожной магистрали Северный широтный ход. Сроки ее строительства напрямую зависят от принятия правительством РФ решений о начале строительства и финансировании моста через реку Обь, а также от сроков объявления конкурса правительством ЯНАО на право заключения соглашения по строительству железнодорожных линий СШХ на основе государственно-частного партнерства», – рассказали «Правде УрФО» в «Корпорации развития».
Представители политологического сообщества активно следят за развитием транспортной инфраструктуры в российской Арктике. При всем единодушии оценок СШХ как «исключительно важного геополитического проекта» эксперты избегают делать прогнозы относительно сроков начала строительства, а также окупаемости вложенных средств. Однако, как считают аналитики, «глобальное значение арктической магистрали таково, что реализация проекта должна находиться в безусловном приоритете для всех сторон, имеющих к ней отношение».
«Думаю, что мост на условиях государственно-частного партнерства будет в любом случае построен, поскольку проект имеет важнейшее геополитическое и экономическое значение. Ориентация на арктические транспортные пути – стратегическая задача, поставленная президентом, и, с моей точки зрения, она должна быть реализована в ближайшее время. В этом случае мы получим возможность переключения транспортных потоков, усилим роль России именно в транспортно-экономической составляющей, что особенно актуально в контексте текущих отношений с нашими «партнерами» и развитием отношений с южноазиатским регионом. Дмитрий Кобылкин сравнивал СШХ по своей геополитической значимости с воссоединением России и Крыма. Что касается сумм, вложенных в проект, полагаю, они окупятся, тем более с учетом того, что переводиться будут поэтапно», – считает глава уральского филиала «Фонда развития гражданского общества» (ФоРГО) Анатолий Гагарин.
С коллегой согласен эксперт по вопросам лоббизма и политических рисков Евгений Минченко. С учетом важности магистрали президент коммуникационного холдинга «Минченко Консалтинг» считает возможным секвестр расходов по некоторым направлениям, но при этом финансирование СШХ должно осуществляться в полном объеме. «Думаю, что проекты подобного рода должны быть в приоритете. В кризис вопросы улучшения транспортной инфраструктуры, на самом деле, становятся одним из драйверов роста. Лучше ужиматься по каким-либо другим статьям расходов, но вкладывать в инфраструктуру. Что касается выполнимости задачи в обозначенные сроки, то этот вопрос в любом случае стоит адресовать людям, детально им занимающимся», – обозначил свою позицию федеральный политолог.
Отметим, мост между Салехардом и Лабытнангами был включен в федеральную целевую программу по развитию транспортной инфраструктуры РФ на 2010-2020 годы. Первоначально планы по его строительству были обозначены еще в 2012 году, но затем неоднократно переносились. В этой связи посыл Холманских «как следует поработать в 2016 году» властям региона стоит расценивать как требование «Большой администрации» полного завершения всех подготовительных работ к моменту открытия федерального финансирования.
«Правда УрФО» продолжит следить за развитием событий.