Уральские предприятия отказались от новой системы гособоронзаказа

Поправки в федеральный закон подводят производителей к банкротству

Уральские оборонщики требуют приостановки действия поправок в Федеральный Закон №275 «О государственном оборонном заказе». Предложенная в нем система оплаты работ в аккредитованных банках, по мнению представителей отраслевых союзов, затягивает сроки оплаты продукции, не предусматривает реальных ставок коммерческого кредитования и, в конечном счете, ведет к банкротству предприятий ОПК. В настоящее время уральские предприятия уже столкнулись с массовой задержкой платежей. Промышленники уверены, что созданная система расчетов приведет к срыву реализации оборонзаказа из-за жесткого ограничения использования средств на «окрашенных счетах» для приобретения комплектующих, выплаты зарплат и покрытия кассовых разрывов, а сами банки с 2016 года начнут подавать иски о банкротстве предприятий отрасли.

Срочного государственного вмешательства и заморозки действия вступивших в силу в сентябре 2015 года поправок сегодня потребовали представители Союза предприятий оборонных отраслей промышленности Свердловской области и регионального Совета главных конструкторов. По словам главы союза, список предложений по изменению закона был направлен помощнику президента РФ Андрею Белоусову. Однако ответа до сих пор не последовало.

Владмир Щелоков

Директор Союза предприятий оборонных отраслей промышленности Свердловской области Владимир Щелоков

Оборонщиков также не устроили крайне жесткие штрафы за срывы поставок, нарушение условий организации конкурсов, включение в себестоимость товара дополнительных услуг, например, доставки. В частности, за несвоевременное предоставление информации о выполнении гособоронзаказа для должностных лиц штраф предусмотрен в 15 тысяч рублей, для юрлиц – от 100 до 500 тысяч рублей; за нарушения правил ведения раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности (искажение сумм понесенных расходов не менее чем на 10%) штрафы предусматриваются в 30-50 тысяч рублей и 0,5-1 млн рублей соответственно. Четкое ведение раздельного хозучета предусмотрено ФЗ №159 о поправках к ФЗ №275. Вступивший в силу в сентябре 2015 года закон предусматривает создание системы сбора и анализа информации о выполнении гособоронзаказа, согласно которой все финансовые расчеты исполнителями в рамках контрактов осуществляются через отдельные счета в специальных уполномоченных банках. На выполнение каждого заказа заводится отдельный счет.

«9 банков уполномочены работать с оборонзаказом. Допустим, головной исполнитель заказа говорит, что покупает продукцию, но счет отправляет в филиал банка во Владивостоке. Можете себе представить, если оплатить его должно предприятие Каменска-Уральского? Есть Сбербанк, он везде. У ВТБ есть филиалы. Но у нас, допустим, есть 2 контракта, по которым требуют закрытия счета у черта на куличках. Такие моменты не оценены. Сегодня мы уже ощущаем (последствия). Идет задержка платежей», – рассказал гендиректор ЗАО «Уралэлектромаш» Владимир Недзельский.

Владимир Недзельский

Гендиректор ЗАО «Уралэлектромаш» Владимир Недзельский

Острое недовольство представителей предприятий ОПК вызвал и предложенный в законе механизм целевого финансирования. В его рамках поставка однотипных комплектующих по разным заказам с одного «окрашенного счета» исключается. Полная оплата заказа, иногда рассчитанного на несколько лет, предусматривается только после его выполнения и предъявления актов приемки продукции. При этом компенсировать затраты на приобретенные в кредит комплектующие планируется только после выполнения всего заказа, что также негативно сказывается на финансовом положении предприятий при жестко регламентированном ограничении маржи. Отметим, что постановлением правительства РФ от 28.04.2015 №407 максимальный уровень прибыли в рамках выполнения гособоронзаказа устанавливается в размере 20% (в отдельных случаях 25%) из собственных затрат на производство и реализацию продукции и 1% привнесенных затрат.

«Предприятие может проплачивать средства только по определенному окрашенному счету. Как использовать прибыль? На социальные программы, а они есть у каждого предприятия, невозможно – прибылью, пока идет заказ, ты не можешь пользоваться. Второе: закупка комплектации. Многие предприятия не хотят окрашивать счета. Говорят, хотите – покупайте, не хотите – не покупайте. И никто им не указ. Естественно здесь появляется проблема. В-третьих, невозможно гасить кредит (на покрытие кассовых разрывов). Кредитные ресурсы берутся, чтобы не останавливать процесс производства. Сегодня, взяв кредиты, мы не знаем, с какого окрашенного счета их гасить, потому что они размазаны на комплектацию, заработную плату, накладные расходы. Думаю, что через некоторое время банки начнут объявлять предприятия банкротами, потому что кредиты не возвращаем. Таких вопросов масса. На сегодня ни на один вопрос ответа нет. Поэтому я предлагаю, чтобы предприятия нормально функционировали, временно приостановить этот закон», – подробно описал спектр проблем гендиректор АО «НПО автоматики им. академика Семихатова» Леонид Шалимов.

Леонид Шалимов

Гендиректор АО «НПО автоматики им. академика Семихатова» Леонид Шалимов

Оборонщики добавляют к этому сложности с авансированием заказов. По словам директора Союза предприятий оборонных отраслей промышленности Свердловской области Владимира Щелокова, ежемесячное распоряжение средствами от полученного аванса по ГОЗу ограничивается 3 млн рублей вне зависимости от объема и затрат исполнителя. Подобные ограничения крайне негативно сказываются на положении крупных предприятий и могут толкнуть к обращению за коммерческими кредитами.

«Мы передали наши предложения по закону помощнику президента Белоусову. Белоусов сказал, что потребуем изменения закона в случае критической ситуации. Не продумано много вещей. Есть предположение, что в начале января будут изменения», – выразил надежду Владимир Щелоков.

«Правда УрФО» будет следить за развитием событий.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Новости правды
Правда о спорте
Мнения о правде
Правда о компаниях
Правда жизни