На правительство ЯНАО повесили долги аэропорта Салехарда

Эксперты авиаотрасли прописали транспортному узлу выживание за счет господдержки

Второй по объемам перевозок в ЯНАО аэропорт в Салехарде оказался на грани финансового краха. Из-за значительных убытков и долгов госактив вынужден на 3 года растягивать выплату задолженности в 23 млн перед своим акционером. Усугубляет экономику компании значительное падение объемов перевозок. Между тем отраслевые эксперты считают, что ждать улучшения ситуации не стоит. По мнению аналитиков, в текущих условиях госактив продолжит генерировать многомиллионные убытки, возмещать которые в конечном итоге предстоит за счет средств автономного округа. Финансисты в свою очередь указывают, что ухудшение состояния актива происходит на фоне роста дефицита бюджета субъекта, добавляя, «что это однозначно не способствует прикормке убыточных предприятий». Среди возможных мер по улучшению показателей госактива эксперты называют не самые популярные меры, такие как оптимизация штата или понижение статуса аэропорта.

Аэропорт Салехарда (100% принадлежит автономному округу) не может справиться со своими долгами. Так, в связи с плачевным финансовым положением госактиву была предоставлена рассрочка выплаты долгов за аренду перед департаментом имущественных отношений Ямало-Ненецкого автономного округа. По решению арбитражного суда региона выплата долга в размере более 23 млн рублей, сформированного за 5 месяцев прошлого года, была растянута до ноября 2018 года. В решении суда просьба об отсрочке мотивирована отсутствием у должника реальной возможности выплатить задолженность в полном объеме.

«Единовременная выплата суммы долга по исполнительному листу неизбежно приведет к задержке выплаты заработной платы работникам, просрочке в уплате налоговых платежей, сделает невозможным выполнение социально важных обязательств, касающихся авиационного обеспечения перевозок пассажиров и грузов», – говорится в материалах арбитража.

Как отмечают эксперты, финансовые результаты компании по итогам прошлого года действительно сложно назвать впечатляющими. Так, согласно годовому отчету, за прошлый год выручка АО «Аэропорт Салехард» составила 730,2 млн рублей, снизившись по сравнению с 2013 годом на 9,7%. Падение доходов было связано с сокращением объемов работ по аэропортовой деятельности. При этом валовый убыток общества составил 23,1 млн рублей. Чистый убыток аэропорта за отчетный период достиг более 40,5 млн рублей. Отметим, ранее, с 2010 по 2013 год, компания показывала хоть небольшой, но положительный финансовый результат. Первый убыток был по итогам 2013 года, он составил 21,5 млн рублей, что практически в 2 раза меньше, чем по итогам прошлого года. При этом в отчетности отмечалась фактически пятикратное превосходство долговых обязательств аэропорта над дебиторской задолженностью.

Также в пункте «О кодексе корпоративного управления» аудиторы указывали, что у общества отсутствуют утвержденные советом директоров процедуры управления рисками и внутреннего контроля за финансово-хозяйственной деятельностью. В итоге, как показало решение суда, из-за долгов нормальное функционирование второго по величине аэропорта в автономном округе (согласно отчетности за 2014 год, на него приходится 22,7% всего пассажиропотока округа) оказалась под угрозой.

Как отмечают аналитики, ждать улучшения ситуации акционерам аэропорта в лице автономного округа не стоит. По словам руководителя консалтинговой компании Infomost, федерального эксперта в области авиации Бориса Рыбака, в текущей непростой ситуации на «падающем рынке» аэропорт, вероятно, продолжит наращивать многомиллионные убытки.

Руководитель консалтинговой компании Infomost Борис Рыбак

«Рынок серьезно падает, и очевидных тенденций к перемене ситуации не наблюдается. Поэтому руководству аэропорта стоит занимать проактивную позицию и работать с привлечением авиакомпаний, в частности, на внутренние направления. Повышать тарифы в текущей ситуации не имеет смысла, поскольку это может привести к отказу авиакомпаний работать. С другой стороны, необходимо понимать, что вечно кормиться из бюджета невозможно», – отметил Борис Рыбак.

Глава аналитической службы агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев отмечает, что у аэропорта Салехард де-факто ест только 2 источника «умеренного оптимизма», и оба они связаны с бюджетными средствами. При этом эксперт воздерживается от позитивных прогнозов развития отрасли на ближайший год.

«Никаких предпосылок к возобновлению роста международного пассажиропотока или усилению роста пассажиропотока на внутренних линиях в целом по отрасли не предвидится. Соответственно есть только два источника ограниченного оптимизма, а именно: прямая поддержка со стороны региона и второй – участие аэропорта в тех или иных программах субсидирования авиаперевозок. С другой стороны, понимая, что для региона аэропорт является важным элементом сообщения, очевидно, что никаких решений, которые приведут к его закрытию, принято не будет. Конечно, аэропорт, будучи естественной монополией, в силу понятных причин, может выставить авиакомпаниям такие ставки сборов, при которых обслуживание рейсов приведет к выходу на рентабельность. Однако это приведет к неизбежному росту издержек самих авиакомпаний, росту стоимости билетов, снижению пассажиропотока, то есть ко всем тем последствиям, которые для региона и администрации крайне нежелательны», – прокомментировал Олег Пантелеев.

В случае с региональным аэропортом, отмечает эксперт, при любом варианте развития ситуации, так или иначе, расходы будет нести автономный округ. Еще более «мрачной» картину делают последние данные Федерального агентства воздушного транспорта, согласно которым «Аэропорт Салехард» переживает совсем не среднерыночное проседание. По данным «Росавиации», в объеме перевезенных пассажиров ямальский порт за 6 месяцев текущего года потерял 23,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Хуже результаты по всей стране показали только аэропорт города Мирный (Якутия) и аэропорт Кемерово. Для сравнения, другие площадки ЯНАО показали результаты значительно лучше. Например, в аэропорту Нового Уренгоя был зарегистрирован рост объемов перевозок на 11,5%, аэропорт Надыма сохранил показатели, сравнимые с прошлым годом.

Финансовое состояние госактива ухудшают не только общерыночные тенденции, но и непростые судебные разбирательства с другим убыточным активом Ямало-Ненецкого автономного округа – ГУП «Ямалгосснаб». Так, летом этого года АО «Аэропорт Салехард» попыталось взыскать с унитарного предприятия 32,4 млн рублей. В конце октября арбитражный суд региона утвердил между компаниями мировое соглашение, в соответствии с которым ответчик возмещает эту сумму истцу зачетом по долгу аэропорта в размере 272,6 млн рублей. Речь идет о давних разбирательствах между госактивами, связанными с махинациями и пропажей десятков тон топлива, о чем подробно сообщала «Правда УРФО». Напомним, тогда виновным в ущербе госактиву был признан экс-начальник склада горюче-смазочных материалов аэропорта Андрей Болдырев.

В свою очередь финансисты отмечают, что ухудшение финансовых результатов актива, который и так находится «на обеспечении региона» (согласно годовому отчету компании, сумма предоставленных льгот аэропорту в 2014 году составила 182,4 млн) происходит на фоне роста дефицита бюджета автономного округа. Так, согласно данным финансового управления ЯНАО, в текущем году разрыв между доходами и расходами субъекта может составить порядка 9,8 млрд рублей. (в прошлом году бюджет был исполнен с профицитом – 2,7 млрд). При этом в следующем году дефицит бюджета автономного округа, согласно прогнозам, вырастет до 16,3 млрд рублей. Как отмечают независимые эксперты, рост дефицита бюджета «однозначно не способствует прикормке убыточных предприятий».

«Правда УРФО» обратилась в правительство Ямало-Ненецкого автономного округа с просьбой разъяснить, как власти региона намерены стабилизировать ситуацию в госактиве, однако к моменту публикации текста ответ предоставлен не был.

Впрочем, независимые эксперты считают, что определенные механизмы как минимум для сокращения убытков у аэропорта есть. Так, глава одного из местных аэропортов в разговоре с обозревателем «Правды УРФО» отметил необходимость сокращения расходов при отсутствии дохода аэропорта.

«Нужно выстроить прозрачный и четкий бюджет. Если ты понимаешь, что на доходные статьи ты влиять не можешь, надо влиять на расходы. Основная расходная статья аэропорта – это фонд оплаты труда. Соответственно надо детально изучать численность сотрудников. Возможно, пойти на оптимизацию персонала. Плюс есть ряд других мер. Например, есть вариант понижения порта до статуса посадочной площадки. Это никак не сказывается на восприятии аэропорта жителями, но к таким площадкам в соответствии с Воздушным кодексом требования меньше. При такой мере значительно сокращаются затраты на ведомственную охрану, которая никакого отношения к реальной безопасности площадки не имеет. А любой директор аэропорта вам скажет, что это очень серьезные затраты», – поделился мнением с «Правдой УРФО» представитель отрасли.

Эксперты также указывают, что данные варианты сокращения затрат возможны, добавляя, что у них есть и свои недостатки. Так, по словам Олега Пантелеева, понижение статуса аэропорта может привести к утрате потенциала развития площадки. Оптимизацию персонала, по словам аналитика, также необходимо проводить крайне осторожно: пока практика применения данной меры в различных аэропортах крайне неоднородна.

«Правда УРФО» продолжит следить за развитием событий.

Следите за новостями «Правды УрФО» в наших соцсетях: Telegram-канале, на Дзене, в Одноклассниках и во ВКонтакте.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости правды
Правда о спорте
Мнения о правде
Правда жизни