Администрация Екатеринбурга выразила свою позицию относительно инициативы парламентария Александра Караваева разорвать контракт с сити-менеджером Александром Якобом через межфракционную группу. На брифинг, посвященный обозначенному вопросу, явились всего пять депутатов – Вячеслав Вегнер, Елена Дерягина, Михаил Вечкензин, Сергей Шадрин и Дмитрий Сергин. В ходе брифинга они попытались убедить журналистов в том, что требование отставки Якоба и последние решения региональной власти о перераспределении ряда полномочий в целом следует расценивать как ущемление интересов екатеринбуржцев. При этом они не рассказали о многочисленных претензиях к городскому руководству со стороны представителей различных силовых структур и предпринимательского сообщества.
Особенное внимание спикеры уделили готовящейся передаче на региональный уровень полномочий в здравоохранении. Ранее губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев заявил, что это может случиться в 2017 году. По словам депутатов-лоббистов горадминистрации, «артподготовку» областные власти уже начали, сократив финансирование муниципальных больниц из Территориального фонда медицинского страхования. «У ТФОМС нет денег, он сократил финансирование на 20-50%. Конкретные примеры: по детской больнице №11 – сокращение 22%, по №8 – 39%. Учреждения будут экономить, качество услуг снизится, а обвинят в этом город», – заявил Дмитрий Сергин. Между тем источники в региональном правительстве сообщают, что напряженная финансовая ситуация в ТФОМС сложилась во многом из-за действий медучреждений, часто неоправданно приписывающих максимальные коэффициенты оказываемым услугам и запрашивавшим крупные суммы на первую половину года.
По мнению руководителя уральского филиала ФоРГО, политолога Анатолия Гагарина, паника городских властей относительно «отъема медицины», а в перспективе и образования, обусловлена нежеланием терять «бюджетный электорат». «Избиратели, более или менее подверженные манипулированию, заняты в бюджетной сфере. Поэтому, конечно, ее боятся потерять. При этом, напомню, необходимость перехода сферы здравоохранения на региональный уровень уже давно предусмотрена федеральным законодательством. Городские чиновники во многом сами кузнецы своего несчастья – негибкость в решении ряда проблем, в том числе ситуации в Малом Истоке, принудила региональную власть задуматься о взятии на себя дополнительной ответственности», – заявил Гагарин.
Другой точкой, на которой акцентировали внимание депутаты, стала готовность властей других муниципалитетов поддержать позицию Екатеринбурга в его противостоянии области, забирающей у административного центра полномочия и средства. Так, в коалицию уже вступили Нижний Тагил и Нижняя Салда. Основной точкой соприкосновения является недовольство муниципалов сокращением остающейся в местных бюджетах доли НДФЛ – с 2016 года норматив снижается на 2%. Ожидается, что тема формирования городских бюджетов поднимется в ноябре на совместном заседании дум Екатеринбурга и «танкограда».
Нижний Тагил
Екатеринбургские власти не собираются останавливаться на достигнутом и намерены расширять свой «клуб муниципалитетов». По словам Михаила Вечкензина, в планах – сотрудничество с Каменском-Уральским и Первоуральском. Впрочем, по словам близкого к администрации источника, реальное взаимодействие вряд ли сложится. «Мэрия Екатеринбурга склонна расценивать как союзника каждый муниципалитет, в котором возникают те или иные проблемы. Но перспектив, я думаю, особых нет – союзниками они могут быть в заявлениях, а не в дележке бюджета», – указывает собеседник «Правды УрФО».
Следует отметить, что «клуб муниципалитетов» развивается параллельно с созданием курируемой регионом агломерации «Большой Екатеринбург». Сегодня, помимо столицы Урала, в него входят Верхняя Пышма, Среднеуральск, Арамиль и Березовский. В перспективе в ассоциацию могут включить и Первоуральск, который сегодня толкают на вступление в «антигубернаторскую коалицию». Несмотря на то, что первое объединение носит исключительно политический характер, а второе предусматривает реализацию конкретного плана развития территорий, в «сером доме» они фактически расцениваются как альтернативные. Так, вторая межфракционная группа была создана именно сторонниками создания ассоциации, и была воспринята «фракцией Тунгусова» как идеологический противник. Пока что в нее входят три депутата, считающиеся критиками администрации – Анатолий Шарапов, Константин Киселев, Александр Косинцев. Вскоре к ним обещает присоединиться Олег Хабибуллин. «Изначально, когда группа только создавалась, депутаты другой межфракционной группы посчитали, что мы будем продвигать идею деления Екатеринбурга на районы, и заочно подвергли объединение резкой критике», – рассказывает основатель группы Анатолий Шарапов. К слову, сегодня, когда концепция ассоциации определена, и места для опасений подконтрольных мэрии депутатов не осталось, они не спешат присоединиться к структуре. Так, последнее заседание прошло прямо перед их брифингом, но ни один из членов «межфракционной группы №1» не проявил к нему интереса.
Вопросы, связанные с «Большим Екатеринбургом» обсуждались сегодня и в ходе встречи губернатора Евгения Куйвашева с руководителями Верхней Пышмы, Березовского, Арамиля и Среднеуральска. Глава региона довел до сведения муниципалов, что в ближайшее время с их участием будет создан единый генплан агломерации. «После этого можно будет говорить о соглашениях по медобслуживанию, прикреплению к детским дошкольным учреждениям и школам, транспортному обслуживанию наших жителей», – заявил Куйвашев.
Сити-менеджер столицы Урала Александр Якоб на встрече отсутствовал. Как пояснил губернатор, принципиальная договоренность с Екатеринбургом уже достигнута. Однако не исключено, что «бойкот» вызван обострившимся конфликтом муниципального и регионального уровней власти и желанием мэрии вовлечь в него союзников.
«Правда УрФО» следит за развитием событий.