«Ренова» отказывается оплачивать взлеты и посадки в Кольцово

Компания не согласна погасить долги за пользование взлетной полосой и иными объектами инфраструктуры

ОАО «Аэропорт Кольцово» (входит в холдинг «Аэропорты регионов» группы «Ренова») отказывается от оплаты аренды аэродрома. В компании считают непрозрачной методику ее исчисления, о применении которой были уведомлены при подписании договора, и рассчитывают на переход к новой системе, еще не утвержденной Минтрансом РФ. За время судебных прений с собственником имущества ФГУП «Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)» сумма требований возросла с 13 до 65 млн рублей и продолжает увеличиваться. По мнению экспертов, вне зависимости от изменения Минтрансом РФ методики расчета ОАО «Аэропорт Кольцово» будет расплачиваться по долгам на основании изначально предусмотренной в договоре методики.

Арбитражный суд в рамках рассмотрения иска ФГУП «Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)» назначил повторную оценку рыночной стоимости имущества организации, которое использует ОАО «Аэропорт Кольцово», и также арендной платы за него. По данным Арбитражного суда Свердловской области, в сентябре 2014 года сумма долга, образованного с 28 июля, составляла 13 483 573 рублей. Как сообщили «Правде УРФО» в службе по связям с общественностью, иск заявлен в связи с использованием оператором аэропорта федерального имущества в отсутствие правовых оснований (оформленных арендных отношений). «В частности, идет речь об объектах движимого и недвижимого имущества аэродромной инфраструктуры (взлетно-посадочная полоса, перрон, рулежные дорожки, места стоянок воздушных судов, светосигнальное оборудование и пр.), без использования которых невозможна эксплуатация аэропорта». По данным арбитража, на май 2015 года требования истца за аренду объектов с 28.07.2014 по 29.04.2015 выросли до 65 млн рублей в связи с внесением в него долгов за пользование имуществом в текущем году.

«Федеральное имущество не может быть передано бесплатно арендатору, это понятно. «Кольцово» также должно платить, по оценке Росимущества – 65 млн в год. Иск нами подан на 13 млн. Ответчик считает, что сумму Росимущество установило не правильно, потому и не платит. Мы просто обязаны подавать такие иски и делаем это», – делится личным мнением директор ФГУПа Михаил Жеребцов.

Директор ФГУП «Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)» Михаил Жеребцов

В «Кольцово», в свою очередь, отказ от уплаты средств мотивируют несогласием с методикой начисления платежа.

«Проблема в том, что сегодня не существует единой четкой и понятной всем методики определения размера арендной платы. Размер арендной платы устанавливается по непрозрачной схеме, опирающейся на некую рыночную оценку, однако методика самой такой оценки вызывает очень много вопросов. Например, для «Аэропорта Кольцово» арендную плату повышали несколько раз за последние несколько лет. В первый раз речь шла о повышении на несколько десятков миллионов рублей. Мы пошли на это повышение. Потом аренду предложено было повысить уже до сотни миллионов рублей, однако четкого обоснования такого повышения и расчета именно этой суммы приведено не было. Логично, что аэропорт не согласился с таким изменением договора аренды и обратился в суд. Пока идет разбирательство, арендная плата, естественно, не вносится», – описали позицию ответчика в департаменте стратегических коммуникаций «Кольцово».

При этом каждая из сторон пыталась повлиять на сумму требований и предлагала суду экспертов для проведения независимой оценки стоимости имущества и арендной платы за него. Также стороны предлагали суду разные организации для проведения строительно-технической экспертизы.

«Судя по тому, что происходит в суде, ответчик пытается доказать, во-первых, изменение характеристик каких-то объектов, возможно, в результате проведенной реконструкции некоторые объекты были снесены или изменили свои характеристики. Но в этом случае должны были быть внесены изменения в договор аренды. Во-вторых, ответчик пытается обосновать иную, более низкую рыночную стоимость этих активов, с применением которой должен определяться размер арендной платы», – говорит начальник отдела правовых споров группы компаний «Интеллект-С» Роман Речкин.

Арбитраж проведение строительно-технической экспертизы поручил предложенному истцом специалисту ООО «Межрегиональное бюро судебных экспертиз им. Сикорского», оценочной экспертизы – ЗАО «Российская оценка», также рекомендованного со стороны ФГУПа. Сроки экспертизы продлены до 24 августа.

«Все отчеты о проведенной оценке готовятся в соответствии с ФЗ об оценочной деятельности. Заявление о непрозрачности – неоднозначное. Результаты оценки открыты, и можно посмотреть, как вычислен результат. Арендная плата считается путем умножения рыночной стоимости на коэффициент капитализации. Последний определяется на основе макроэкономических показателей и нормы доходности для данного вида имущества, которая устанавливается рынком. Есть иная методика подсчета: методом экстракции, по которой считается средняя плата по рынку за аналогичный объект. Но она применима для простых объектов, например, квартир», – описывает ситуацию эксперт ЗАО «Российская оценка» Дмитрий Кучер.

Ни одну из перечисленных методик в «Кольцово» не признают и указывают на перспективность разработанной в Минтрансе новой схемы расчета, в основе которой принцип установления арендной платы в виде определенного процента от выручки аэропортов за операции взлета-посадки.

«Мы считаем, что такой подход является правильным, прозрачным и справедливым, и его применение позволит снять все вопросы, которые сегодня существуют у многих российских аэропортов», – подчеркивают в «Кольцово».

Новая методика предполагает разделение аэропортов на группы в зависимости от их экономических возможностей и объемов перевозок. Минимальная ставка, применяемая к аэропортам с годовым доходом до 20 млн рублей, составит 5%, максимальная, ориентированная на доход арендатора свыше 800 млн рублей, – 10%. По данным за 2014 год, выручка от продаж «Аэропорта Кольцово» составила 4,692 миллиарда рублей. Таким образом, вероятнее всего, к компании будет применена максимальная ставка. Однако вне зависимости от принятия новой методики расчет платы за пользование арендатора имуществом «Администрации гражданских аэропортов» будет определен исходя из условий изначально заключенного договора аренды.

«Если в договоре нет указания на возможность изменения методики, то оплачивать аренду придется по прежней методике, предусмотренной заключенным сторонами договором аренды», – заключает Роман Речкин.

«Правда УРФО» будет следить за развитием событий.

Справочно:

ПАО «Аэропорт Кольцово» прошло первичную регистрацию в 1994 году. Уставный капитал на 16 февраля 2015 года составил 239,053 млрд рублей. По данным Росстата на 16 февраля 2015 года, 52,48% принадлежит ОАО «Аэропорты регионов», 34,85% – ЗАО «Национальный расчетный депозитарий», 4,3% контролирует ООО «Русавиа холдинг», 1,89% – «Арлансон Холдингс Лимитед Кипр», 6,48% принадлежит физлицам. Чистая прибыль компании за 2014 год составила 1,034 млрд рублей, за 1 квартал 2015 года – 266,5 млн рублей.

Владельцем ОАО «Аэропорты регионов» является ООО «Аэропорт-холдинг», где 90% принадлежит Виктору Вексельбергу. ООО «Русавиа холдинг» на 100% принадлежит кипрской компании Pofilo Investments Limited, зарегистрированной по адресу Cyprus, Larnaka,1 Naousis Karapatakis Bldg. По этому же адресу на 2013 год была зарегистрирована Fulgate Consultants Limited, владевшая 49% «Аэропортов регионов» (51% тогда контролировало то же ООО «Аэропорт-холдинг»).

По данным ПАО «Аэропорт Кольцово» на 2014 год, ОАО «Аэропорты регионов» владело 52,48% в уставном капитале компании, 34,56% контролировало министерство госимущества Свердловской области. Однако в ходе допэмиссии, прошедшей с подачи структур Виктора Вексельберга, уставный капитал «Кольцово» был увеличен, а доля региона снизилась до 17,28%. «Аэропорты регионов» увеличили пакет акций до 69,8%.

Следите за новостями «Правды УрФО» в наших соцсетях: Telegram-канале, на Дзене, в Одноклассниках и во ВКонтакте.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости правды
Правда о спорте
Мнения о правде
Правда жизни