Якушев перенес конфликт с «Фортумом» в администрацию президента

Глава региона рассказал главе государства о рисках перехода на физметод

Губернатор Тюменской области Владимир Якушев вынес конфликт со структурой финского энергоконцерна Fortum – ОАО «Фортум» – на самый высокий, федеральный уровень. Как указывают источники издания, отказ от конструктивного диалога со стороны генерирующей компании вынудил главу региона обратиться напрямую к президенту РФ Владимиру Путину. Предположительно, губернатор донес до первого лица намерения компании получить от бюджетов Челябинской и Тюменской областей более 3 млрд рублей за счет изменения нормативов удельного расхода топлива и учетной политики. Пока реакция главы государства не разглашается, однако, по данным источников в администрации президента, Владимир Путин услышал проблемы субъектов РФ. В то же время позицию уральских регионов косвенно поддержала ФСТ России. Ведомство внесло проект нормативного акта, в случае принятия которого субъекты федерации получат право не использовать установленные Минэнерго нормативы в случае возникновения негативных тарифных последствий.

Бескомпромиссная позиция ОАО «Фортум» в конфликте с властями Челябинской и Тюменской областей вынудила главу северного региона Владимира Якушева вынести проблему на уровень администрации президента. Как рассказал «Правде УРФО» источник на Старой Площади, губернатор добился личной аудиенции Владимира Путина, в ходе которой донес до первого лица государства причины столкновения интересов субъектов и генерирующей компании.

Напомним, «Фортум» с одобрения Минэнерго РФ добивается изменения нормативов удельного расхода топлива на когенерационных станциях в двух субъектах УрФО. Однако региональные регуляторы настаивают, что это в конечном итоге может привести к колоссальным тарифным последствиям и многомиллиардной нагрузке на бюджеты.

«Насколько мне известно, президент провел встречу с тюменским губернатором еще в июне. Владимир Якушев попытался представить полную картину, однако на продолжительный диалог у главы государства не хватило времени. Тем не менее Владимир Владимирович, безусловно, завизировал проблему региона, сообщив, что с пониманием относится к позиции субъекта РФ», – сообщил источник «Правды УРФО» в администрации президента, однако более детально пояснить итоги диалога отказался, сославшись на непротокольность встречи.

По мнению инсайдеров, близких к Владимиру Якушеву, необходимость встречи с президентом была обусловлена позицией «Фортума», который, как указывают участники процесса, фактически проигнорировал поручения, данные вице-премьером РФ Дмитрием Козаком. Ранее, напомним, федеральный чиновник поручил Минэнерго РФ отменить приказ о применении физметода на когенерационных станциях компании в Тюменской и Челябинской областях.  Между тем, несмотря на позицию Козака, практически параллельно с принятым решением Минэнерго РФ подписало приказ о переходе на физметод ООО «Тобольская ТЭЦ», выделенного в отдельное юрлицо из ОАО «Фортум».

Отметим, позицию регионов если не полностью, то частично разделяет ФСТ России. Как рассказал «Правде УРФО» вице-губернатор Челябинской области Сергей Шаль, регулятор разработал проект нормативного правового акта, который дает субъектам РФ частичную независимость от Минэнерго РФ при использовании установленных нормативов удельного расхода топлива.

Вице-губернатор Челябинской области Сергей Шаль

«Позиция ведомства несколько поменялась. В связи с тем, что полномочия по установлению нормативов напрямую относятся к компетенции Минэнерго РФ, сейчас вносятся изменения. Предполагается, что Минэнерго будет самостоятельно устанавливать нормативы удельного расхода топлива без согласования с кем-либо, но регион, в свою очередь, принимает решение о том, использовать ли эти нормативы в целях регулирования или нет. Пока инициатива ФСТ обсуждается, и профильные ведомства готовят свою позицию на него. Мы можем в полном объеме учесть эти нормативы, но ориентироваться на тарифные последствия и уровень роста коммунального платежа. Если мы вписываемся, тогда мы можем принять предложенные Минэнерго нормативы», – пояснил позицию челябинских властей Сергей Шаль.

Собеседник издания также уточнил, что региональные власти принципиально не возражают против физического метода, а предлагают разные варианты его применения для сглаживания тарифных последствий.

«Мы настаиваем, что физметод абсолютно точно не должен нести за собой коренные изменения в учетной политике предприятия. Одно дело – перераспределить топливо, другое – перераспределить затраты на амортизацию, обслуживание кредитов, реализацию инвестпрограммы. Если посчитать только изменение нормативов удельного расхода топлива – на бюджет ложится нагрузка только в 500 млн рублей. Если приплюсовать учетную политику, то это еще 2 млрд рублей. Топливо занимает всего 20% от того, что «Фортум» хочет включить в тариф. Сейчас мы находимся с представителями генерирующей компании за столом переговоров, обмениваемся цифрами и расчетами. Мы не занимаем глухую оборону, но официально пока у нас есть одна заявка «Фортума», где компания хочет все и сразу. Поэтому у нас есть неприятие этой заявки, в которой генератор просит учесть в тарифе дополнительно 2,5 млрд рублей в 2015 году. Других официальных предложений от них не поступало», – резюмировал Сергей Шаль.

Отраслевые эксперты, знакомые с ситуацией, указывают, что учетная политика предприятия является внутренним документом. Однако в случае с «Фортумом» после утверждения приказа Минэнерго о применении физметода компания практически одномоментно изменила учетную политику, согласно которой все ее затраты должны закладываться в тепловую и электрическую энергию прямо пропорционально топливу.

«Соответственно, если вырастает топливная составляющая по теплу, то пропорционально в тарифе на тепло учитываются все средства, направленные на инвестиционную программу. При этом в тепло закладываются расходы на глобальное строительство генерирующих мощностей, например, Челябинской ТЭЦ-1 и трех блоков на ЧГРЭС. Порядка 90% всей стоимости приходится на электрогенерирующее оборудование, но затраты ложатся на потребителей тепла. Компания получает прибыль на рынке электроэнергии, привлекает кредиты на строительство новых электрогенерирующих мощностей, но оплатить инвестпрограмму, нацеленную на электровыработку, должны локальные потребители тепла», – полагает собеседник издания на рынке электрогенерации.

«Правда УРФО», напомним, уже сообщала, что регионы пытались отменить приказ Минэнерго в арбитражном суде. В частности, в правительственных структурах Челябинской и Тюменской областей указывают на колоссальную бюджетную нагрузку, которая возникнет при исполнении приказа Минэнерго. Так, субъекты будут вынуждены компенсировать рост платы населения за тепло уже в текущем регуляторном периоде. В Челябинске потенциальный ущерб казне оценивают в 2,5 млрд рублей, в Тюмени же – около 500 млн. Отметим, пока суд занимает сторону генерирующей компании. Так, требования правительств Тюменской и Челябинской областей, объединенные в один иск, отклонили суды первой и апелляционной инстанции.

«Правда УРФО» будет следить за развитием событий.

Следите за новостями «Правды УрФО» в наших соцсетях: Telegram-канале, на Дзене, в Одноклассниках и во ВКонтакте.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости правды
Правда о спорте
Мнения о правде
Правда жизни