Московская «Тройка» перетянет доходы с «Екарты»

Екатеринбургские власти пытаются вписать «И-сеть» в концепцию единой федеральной платежной системы за проезд в общественном транспорте

Екатеринбург готовится к включению в единое транспортное пространство российских мегаполисов, где планируется проводить матчи чемпионата мира по футболу 2018 года. В городах предстоит ввести услугу «роуминга транспортных карт», обеспечивающую прием единых карт в муниципалитетах с различными системами электронной оплаты проезда в общественном транспорте. Параллельно на федеральном уровне планируется введение универсальной платежной системы к чемпионату мира по футболу. Однако участники рынка пока не понимают, как воплотить подобный заказ в жизнь с учетом разных тарифов и трудностей взаиморасчета транспортных организаций. Екатеринбургские власти еще до согласования технических вопросов вписывают в федеральный проект «Екарты» ОАО «И-Сеть», сотрудничество с которым «привело перевозчиков к потерям сотен миллионов рублей».

С федеральными нововведениями на круглом столе по обмену опытом в области развития транспортной отрасли Министерства транспорта РФ отправились знакомиться лично глава города – председатель думы Евгений Ройзман и заместитель главы горадминистрации Евгений Липович. Как сообщает пресс-служба московского транспортного департамента, в ходе мероприятия обсуждался вопрос совместной интеграции билетных решений.

Предполагается, что в будущем московские городские билеты, в том числе и карту «Тройка», можно будет без ограничений использовать для проезда в транспорте Санкт-Петербурга, Казани, Екатеринбурга и других крупных городов России. По словам заместителя министра транспорта России Николая Асаула, власти рассчитывают на запуск карты до проведения чемпионата мира по футболу в 2018 году. Следует отметить, что в соответствии с требованиями Международной федерации футбола РФ взяла на себя обязательство обеспечить бесплатный проезд для болельщиков между городами-организаторами во время проведения ЧМ, а также бесплатный проезд на внутригородском общественном транспорте.

«Поэтому скорее даже в рамках чемпионата мы начнем применять универсальную платежную систему, но о том, что это обязательно будет именно карта «Тройка», говорить рано, хотя, конечно, карта «Тройка» зарекомендовала себя достаточно неплохо в Москве», – завил Асаул «Коммерсантъ-FM».

Липович и Ройзман привезли с московского совещания несколько иную версию. По их данным, сейчас обсуждается схема, при которой уральской «Екартой» можно будет пользоваться в московском общественном транспорте, а московской «Тройкой» – в екатеринбургском. Однако эксперты теряются в догадках, каким образом это можно реализовать технически.

«Пока не понимаю, как технически это можно сделать. Это как с ключами – производитель один, пластик один, а рисунок у каждого свой. Как на карте, обладающей определенным количеством секторов, может отразиться другой город? Кстати, универсальная электронная карта также может использоваться только в том городе, где она зарегистрирована. Но в конечном итоге все упирается в деньги – если они будут, можно будет обдумать механизм реализации. Тут же возникает и вопрос востребованности услуги – что если технический процесс потребует финансирования в объеме 100 миллионов рублей, а «наездят» екатеринбуржцы в Москве на 100 тысяч? Сомневаюсь, что активные пользователи «Екарты» будут нуждаться в услугах московского транспорта чаще, чем несколько дней в году», – поделился мнением с «Правдой УРФО» гендиректор ОАО «Информационная сеть» (компания-оператор «Екарты») Павел Ведерников.

Впрочем, наблюдатели сходятся во мнении, что и существующая система далека от совершенства. Депутат регионального Заксобрания Дмитрий Ионин считает, что главная проблема «И-Сети» – непрозрачность расщепления платежей и высокий тариф на использование карт. Вместе с тем он не уверен, что возможная замена «Екарты» на «Тройку» что-то изменит.

«Вместо местного монополиста, получающего сверхприбыль, деньги будут зарабатывать москвичи», – считает Ионин. Однако, по данным депутата, пока активно обсуждается вариант использования карты по принципу «роуминга» – именно о нем говорят Ройзман и Липович. Внедрение новой системы влечет за собой определенные риски для перевозчиков, на которых акцентируют внимание в екатеринбургской администрации.

«Система платежей и без грядущих «усложнений» непрозрачна. Перевозчики не получают компенсации по льготным тарифам «Екарты», – считает член транспортного совета Екатеринбурга Андрей Старцев.

Как полагают участники рынка, позиция муниципалов может объясняться защитой интересов работающего в Екатеринбурге ОАО «И-Сеть». Предприниматели подсчитали, что за последние несколько лет сотрудничества с этой организацией они недосчитались 400-500 миллионов рублей. Как сообщала «Правда УРФО», ранее депутат ЗакСо Алексей Коробейников обратился в региональную прокуратуру с просьбой провести проверку деятельности городского комитета по транспорту и ОАО «И-Сеть». Поводом стали многочисленные жалобы перевозчиков. Согласно принятому порядку, сначала деньги за проезд через ОАО «Информационная сеть» поступают в администрацию Екатеринбурга. Профильный комитет перечисляет деньги подрядчикам, выигравшим тендер на осуществление пассажирских перевозок, а те – субподрядчикам. Последние утверждают, что средства поступают им с опозданием и в неполном объеме.

Недосчитавшиеся компенсаций за провоз льготников, транспортные компании через арбитраж добиваются покрытия муниципалитетом долгов. Так, частный перевозчик «Ю-Ви-Эй Транс» и администрация Екатеринбурга готовятся заключить мировое соглашение после обращения компании в суд с требованием возместить недоплату за 2011-2014 годы в 150 млн рублей. В процессе переговоров транспортники согласились «списать» 20 миллионов долга за 2011 год, в итоге снизив сумму до 130 млн и предусмотрев годовую рассрочку уплаты. Кроме того, арбитраж удовлетворил подобный иск транспортной компании «Параллель» к администрации на сумму 36 миллионов рублей. Претензии к «серому дому» имеют многие перевозчики, в том числе и городские транспортные МУПы. Так, иск «Трамвайно-троллейбусного управления» на сумму около 1 миллиарда рублей будет рассмотрен Арбитражным судом Свердловской области в конце июня.

Впрочем, помимо финансового вопроса, внедрению транспортного «роуминга», предполагающего также повременную оплату, препятствуют технические недоработки. По данным специалистов администрации города, вопрос о переходе на поминутный тариф может быть решен до конца года. Однако Андрей Старцев считает, что пока городская система общественного транспорта к этому не готова – по большей части, из-за напряженной ситуации на дорогах.

«Нельзя брать деньги за время, проведенное в пробке. В Санкт-Петербурге было решено, что муниципалитет на себя берет сервис и создает условия для того, чтобы перевозчик мог нормально предоставлять услугу. Например, они гарантируют работу контактной сети трамвая, строительство трамвайных линий, приоритет движения трамваев, а перевозчик, который является коммерческой структурой, платит городу за этот сервис и собирает деньги с пассажиров. Наша администрация на это пойти, насколько я знаю, не готова. То есть у нас останутся частники, транспортные МУПы и нездоровая конкуренция между ними», – пояснил транспортник. Добавим, пока администрацией рассматривается вариант перевода на почасовую оплату только муниципальных предприятий, что может усугубить нездоровую конкуренцию между МУПами и частными перевозчиками.

«Правда УРФО» будет следить за развитием событий.

Следите за новостями «Правды УрФО» в наших соцсетях: Telegram-канале, на Дзене, в Одноклассниках и во ВКонтакте.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости правды
Правда о спорте
Мнения о правде
Правда жизни