«Роснефть» не нашла средств на наследство «ТНК-ВР»

ХМАО и ЯНАО ожидают увеличения экологических ЧП в связи с изношенностью нефтепроводов

Число официально зарегистрированных случаев разливов нефти на территории ХМАО в 2014 году, по оценкам экологов, превысило 5 тысяч. По официальной статистике Росприроднадзора, их количество меньше – 1780, однако ведомство использует лишь информацию о происшествиях, подпадающих под определение чрезвычайная ситуация, и незначительные разливы не учитывает. Тем не менее, увеличение ущерба с каждым годом отмечают в Минприроды, как и тот факт, что наибольшее количество из них (82,2%) приходится на УрФО. Только водным объектам в результате деятельности нефтяных компаний был нанесен ущерб свыше 5 миллиардов рублей, в то время как сумма наложенных Росприроднадзором штрафов составила всего 10,3 миллиона. Негативная тенденция продолжается и в текущем году. Эксперты указывают, что отсутствие проработанного природоохранного законодательства вкупе с «нефтяным лобби» позволяют ВИНКам и, в первую очередь, «Роснефти» безболезненно для своего «кошелька» заливать отходами и тысячи гектаров.

4 мая очередной прорыв нефтепровода был зафиксирован в Красноселькупском районе ЯНАО. В результате повреждения трубопровода «Ванкорнефти» углеводородами оказался залит участок площадью 100 кв. метров. При этом было предпринято только перекрытие аварийного участка и ремонтные работы без ликвидации загрязнения почвы. По оценкам экологов, обязать нефтяные компании ликвидировать нанесенный ущерб станет возможно только после приведения природоохранного законодательства в соответствие с современными реалиями.

Как заявили в Министерстве природных ресурсов РФ, в ведомстве идет активная разработка законопроекта о страховании нефтяными компаниями экологических рисков. Однако даже в случае его принятия закон не станет непреодолимым заградительным барьером на пути недобросовестных нефтедобытчиков. В отличие от системы обязательного страхования, действующей в добывающей сфере за рубежом, модель Минприроды является «промежуточной», поскольку оперирует понятием «вмененное страхование», не предполагающим твердых тарифов и правил. По словам первого зампреда правления «СОГАЗ» Николая Галушина, «продукт будет формализован с точки зрения минимальных требований по объему покрытия».

«Законодательное поле в этой сфере пустое. Возмещение ущерба, наносимого нефтяными компаниями, никоим образом не регламентируется. И если в защите континентального шельфа определенная законодательная база существует, то в отношении наземных разливов ответственность, по сути, нигде не прописана. В сохранении такого положения вещей заинтересованы, прежде всего, крупнейшие нефтяные компании – те же «ЛУКОЙЛ» или «Роснефть». Они категорически не согласны с мнением Минприроды, что необходимо иметь финансовый резерв для погашения, исходя из максимально возможного разлива и, соответственно, ущерба. А текущая ситуация просто помогает им прятать нефтяные разливы, не учитывая их в официальной статистике», – рассказал «Правде УРФО» руководитель энергетической программы «Гринпис Россия» Владимир Чупров.

Тем не менее, указывают экологи, даже такие меры будут намного эффективнее в сравнении с действующими нормами природоохранного законодательства.

«Необходимость принятия мер назрела давно. У нас, по сути, даже нет на сегодняшний момент четкого определения нижнего порога чрезвычайной ситуации. Если в воду попал кубометр нефтепродуктов – ЧС, а сколько проникает через загрязненные почвы в грунтовые воды, никто не учитывает. Только у «Гринпис» существует 20 рациональных предложений в сфере экологии. Но любые попытки изменить ситуацию натыкаются на мощнейшее «нефтяное лобби» на всех уровнях, которое и сейчас включилось на полную катушку. Если законопроект Минприроды даже в таком виде будет принят, это будет большой прорыв, буду очень удивлен. Хотя тот же министр Донской работал в «ЛУКОЙЛе», это тоже накладывает отпечаток», – рассуждает представитель «Гринпис».

О незаинтересованности крупных «игроков нефтяного рынка» тратиться на восстановление загрязненных почв и водных ресурсов говорят и эксперты, близкие к разработке и сервисному обслуживанию месторождений. Как указывают специалисты, такие издержки не только не закладываются в бюджеты компаний в должном объеме, но более того, их стараются максимально сократить.

«Ситуация с каждым годом усугубляется, и это очевидно. Однако у нефтяных гигантов это не находит понимания. Так, в феврале главы «Сургутнефтегаза», «Башнефти», «Татнефти», «ЛУКОЙЛа» направили письмо Владимиру Путину, в котором просили о введении «двухгодичных каникул», в частности, смягчении штрафных санкций в области лицензионных правил и в общем экологического регулирования, мотивируя стремлением к снижению издержек в добывающей отрасли. Конечно, требование не касалось смягчения законодательства в целом, но расчет был на как можно более длительное затягивание введения жестких мер», – отметил высокопоставленный источник в одной из международных нефтегазосервисных компаний.

Главной причиной регулярных разливов нефти в ХМАО и ЯНАО традиционно называют изношенность оборудования и трубопроводов, чье состояние «близко к катастрофическому». Со времен СССР, указывают эксперты, коренного улучшения ситуации не произошло, и лишь интенсивные шаги в этом направлении могут ослабить неблагоприятное воздействие на экологию северных регионов.

Ветхость структуры регулярно становится причиной прорывов как магистральных нефтепроводов, так и внутрипромысловых сооружений. В конце сентября минувшего года нефтью оказался залит участок, принадлежащий «Славнефть-Мегионнефтегазу», у поселка Высокий, что вызвало интерес не только экологов, но и правоохранительных органов. В декабре прокуратура выявила значительное загрязнение лесного урочища «Аганские озера», при котором в течение 9 дней из скважины «Варьеганской нефтяной буровой компании» вытекала газоводонефтяная эмульсия. А на территории ЯНАО зафиксирован вопиющий случай, когда свыше 45 тыс. кв. метров охраняемой территории на Барсуковском месторождении залило нефтью из трубопровода «РН-Пурнефтегаза».

Во многом сомнительное «лидерство» «Роснефти» в статистике загрязненных территорий и аварийности нефтепроводов объясняется приобретением ОАО «ТНК-ВР», «наследие» которого оказалось в удручающем состоянии и до сих пор представляет главную угрозу почвам и водоемам Югры, а также отодвигает сроки полномасштабной замены инфраструктуры.

«Первопричиной постоянных прорывов является изношенность существующей трубопроводной системы. Долгие годы не проводилась пропорциональная замена ветхих труб. В последние годы ситуация начала понемногу выправляться. В первую очередь, заметны усилия «ЛУКОЙЛа» и «Сургутнефтегаза». С «Роснефтью» и ее дочерними компаниями ситуация не столь оптимистична», – вкратце описал ситуацию директор департамента природных ресурсов и несырьевого сектора экономики ХМАО-Югры Евгений Платонов.

Аналогичной позиции придерживается и руководитель окружной службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды Сергей Пикунов.

«В округе заключаются правительственные соглашения с крупными нефтяными компаниями. «ЛУКОЙЛ» и «Сургутнефтегаз» страхуют свои трубопроводы, и в случае прорывов и нанесения экологического вреда ущерб оплачивают страховые компании в рамках, выставленных и рассчитанных по методике актов в полном объеме. В 2008 году зафиксировали свыше 6 тысяч разливов, в прошлом – лишь 2 тысячи. Когда «ЛУКОЙЛ» резко снизил аварийность в 2009 году, мы усомнились. Для проверки проводили патрулирование и убедились, что это так. Большую проблему представляет не текущая, а накопленная часть, хотя позитивные тенденции есть и здесь. На данный момент на нашем учете находится больше 18,8 тысячи участков территории, на них загрязнено 4,5 тысячи гектаров, подлежащих рекультивации. Компании разрабатывают по соглашениям с правительством долгосрочные программы экологической безопасности и рекультивации земель. К 2017 году запланировано снизить их количество до 30%. Наиболее проблемным остается ситуация с компаниями структуры «Роснефти», на чью долю приходится 92% загрязнений, и темпы их ликвидации достаточно медленны», – рассказал Сергей Пикунов.

Тем самым шаги по нормализации экологической ситуации в нефтедобывающих регионах УрФО натыкаются на препятствия в виде исключительно слабого законодательного поля, упорного нежелания ВИНКов идти на сколько-нибудь значительные вложения в рекультивацию и очищение территорий. Вкупе с необходимостью миллиардных затрат на замену сотен километров изношенных трубопроводных систем сложная экономическая ситуация в отрасли отодвигает решение экологической проблемы на долгие годы.

«Правда УРФО» продолжит следить за развитием ситуации.

Следите за новостями «Правды УрФО» в наших соцсетях: Telegram-канале, на Дзене, в Одноклассниках и во ВКонтакте.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости правды
Правда о спорте
Мнения о правде
Правда жизни