Участники совещания отмечают, что уже в феврале-марте в результате решения монополии у ряда промышленных предприятий может образоваться кассовый разрыв. В РЖД заявили: увеличение сроков расчетов с 30 до 60 дней необходимо для сохранения утвержденной инвестпрограммы на 2015 год, которая составляет 414 млрд рублей. В настоящее время инвестка монополии может оказаться дефицитной из-за неопределенности с условиями выкупа инфраструктурных облигаций на 100 млрд рублей, пишет «Коммерсантъ».
В настоящее время у РЖД 70 контрагентов, не считая предприятий ТЭК. По оценкам аналитиков, ввиду того, что большинство контрагентов перевозчика вынуждено привлекать кредиты, отсрочка платежей до 60 дней обойдется им в среднем в 3% от стоимости контракта, или как минимум в 11,5 млрд рублей. Сами контрагенты опасаются значительного увеличения собственных расходов, так как монополия заодно снизила и объем авансовых платежей за поставку локомотивов. В результате для производства продукции придется привлекать кредиты банков под 25-30% годовых.
Одновременно с увеличением сроков выплат РЖД снизили закупку локомотивов. Отметим, в конце декабря «Синара» Дмитрия Пумпянского направляла в Минпромторг, Минтранс и Минэкономики письма с просьбой увеличить инвестпрограмму ОАО «РЖД». Компания сообщила правительству, что потеряла заказы на 6 млрд рублей, или примерно 50 локомотивов, что грозит увольнением свыше 1 тысячи сотрудников. Однако письмо, по данным издания, осталось без ответа.