По итогам расследования МАК указал в отчете, что непосредственная причина катастрофы АТR72-201 VP-BYZ – это решение КВС о вылете без противообледенительной обработки. Вместе с тем на корпусе судна члены экипажа обнаружили снежно-ледяные отложения, но не заметили сваливание самолета при наборе высоты, соответственно, не приняли меры для вывода на эксплуатационные режимы полета.
При этом комиссия назвала и системную причину авиакатастрофы – недостатки в организации наземного обслуживания и подготовке персонала в ООО «ЮТэйр-Техник».
Как сообщили «Правде УРФО» в пресс-службе МАКа, способствующими факторами стали недочеты в системе управления безопасностью полетов ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр», в системе управления качеством ООО «ЮТэйр-Техник». Помимо этого, на момент аварии не было специального документа, который определял гостребования к организации наземного обслуживания воздушных судов. Свою роль также сыграли недостатки в подготовке экипажа (в их понимании степени опасности выполнения взлета с обледенением). Косвенной, но важной причиной стало методическое несовершенство программ наземной и тренажерной подготовки членов экипажа по недопущению попадания в режим сваливания. И, наконец, существует потребность увеличения численности экипажей. В отчете МАКа отмечается, что причиной могла стать и возможная усталость членов экипажа из-за нарушения режима труда и отдыха при выполнении разделенных полетных смен, а также большой задолженности по отпускам.
По результатам расследования разработаны рекомендации по повышению безопасности полетов.
Напомним, утром 2 апреля 2012 года в районе деревни Горьковка Тюменской области, примерно в 3–5 километрах от взлетно-посадочной полосы, упал ATR 72, следовавший рейсом Тюмень – Сургут. На борту находилось 39 пассажиров и 4 члена экипажа. По данным следствия, самолет при наборе высоты уклонился влево от курса на 150 градусов и, выполняя с развитием левого крена вынужденную посадку, задел левым двигателем поверхность земли, после чего развалился на части. В результате 33 человека погибли, 10 выжившим были причинены телесные повреждения различной степени тяжести. По факту было заведено уголовное дело по статье «Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц».