Объектом внимания экспертной группы была заявлена имиджевая составляющая брендов Среднего Урала. Определялись степень их популярности, а также «сила» имиджа с учетом присутствия в медиапространстве.
«Говорим Москва – подразумеваем Кремль, говорим Питер – вспоминаем Эрмитаж, Тобольск – это некая «обобщенная «Сибирь», а Екатеринбург – город, в котором трагически оборвалась жизнь членов Царской Семьи. Совсем недавно с легкой руки журналиста местной газеты мир узнал, что есть вятский квас. И этот факт показывает, что каждый регион продолжает создавать визитные карточки, которые могут прославить его на весь мир. Особенную актуальность тема брендов приобретает в связи проведением в России чемпионата мира по футболу и в преддверии определения места «ЭКСПО-2025», ведь за право принимать международную выставку борется столица Урала», – пояснили актуальность исследования представители института.
При этом эксперты акцентировали внимание на выявлении наиболее перспективных брендов, способных представлять регион на международном уровне, а также определении «слабых» брендов, требующих отдельного внимания и раскрутки.
В исследовании приняли участие респонденты в возрасте от 25 до более 65 лет. В общей сложности свою позицию по «брендовой» проблематике высказало 52 человека: 41 мужчина и 11 женщин. Сами же бренды, которые респондентам предстояло оценить по шкале от –5 до +5 баллов, были поделены на отдельные блоки: предприятия; индустриальные зоны и технопарки; природные объекты и туристические территории; санаторно-курортные объекты; историко-культурные объекты; культурные проекты, а также бренд-персоны.
Наиболее сильными брендами, как выяснилось, являются именно культурные проекты и исторические достопримечательности. В топ-5 вошли Павел Бажов (средняя оценка 4,6 балла), группы «Чайф» и «Наутилус Помпилиус», а также коллектив КВН «Уральские пельмени» (все – по 4,3), и еще один представитель рок-сцены «Агата Кристи» (4). Далее следуют Невьянская наклонная башня (4), «Коляда-театр» (3,9), комплекс архитектурных памятников и Кремль в Верхотурье (3,8), «Уралвагонзавод», Храм-памятник на Крови, Екатеринбургский театр оперы и балета, природный парк «Река Чусовая», перевал Дятлова (все – по 3,7). Замкнули топ-15 Ермак и Василий Татищев (оба – по 3,6 балла).
Таким образом, как подчеркивают эксперты, по итогам исследования можно сделать выводы, что в индустриально развитом регионе предпочтение тем не менее отдано культурным проектам и историческим объектам. В Свердловской области присутствует весьма серьезный культурно-исторический потенциал, который вполне может стать основой для развития как внутреннего, так и международного туризма. При этом в настоящее время он до конца не раскрыт.
Еще одним негативным моментом исследования стал вывод, что практически все вошедшие в топ-15 бренды созданы как минимум десятилетия назад. Новых же практически не возникает. Исключением представители института назвали международную промышленную выставку «ИННОПРОМ», которая пользуется высоким международным статусом, а также УГМК, не в последнюю очередь благодаря широкому спектру областей присутствия.
При этом «слабыми» брендами оказались индустриальные парки, ОЭЗ, техно- и IT-парки. На их позиционирование, по мнению аналитиков, следует обратить особое внимание, связанное с продвижением и инвестициями. Ряд брендов данной категории и вовсе был отмечен отрицательными оценками респондентов.
Отдельно эксперты обратили внимание, что многолетняя популярность играет на руку находящимся в стагнации санитарно-курортным объектам, как, например, «Обуховскому». В его пользу играет и сопутствующий одноименный бренд – известная минеральная вода «Обуховская». В то же время отмечается усиление новых брендов, активно развивающихся в настоящее время, в частности, санатория «Белый камень».
«Подчеркну, что бренды определялись с помощью оценок в диапазоне от –5 до +5, которые дали эксперты, хорошо знакомые с предметом изучения. Заданная шкала оценок позволила нам увидеть, как формируется оценка бренда экспертами – так, некоторые бренды получили и негативные, и позитивные оценки, тем самым, в силу такой взаимной аннигиляции оценок они оказались в самом низу таблицы. Благодаря такому перекрестному анализу произошла «возгонка» на вершину топ-таблицы основных наиболее сильных брендов Свердловской области, которые уже являются визитной карточкой региона и теми брендами, которые могут выступать универсальными презентантами региона.
Меня и коллег (и уверен, что и всех, кто ознакомится с результатами экспертного опроса) порадовало, что список брендов безоговорочно возглавил Павел Петрович Бажов, российский писатель, знаменитый на весь мир сказами об Урале, в последние годы как будто скромно стоявший в сторонке и наблюдавший за нашими исканиями… Сегодня, когда только ленивый не говорит о «поиске идентичности», Бажов отвечает – при правильной формулировке вопроса – на все вопросы об Урале и вообще о стране и людях. Эпохи и уклады меняются, а Бажов и его сказы остаются неисчерпаемой кладовой смыслов, которые следует умно и бережно вовлекать в наши текущие и грядущие задачи», – прокомментировал итоги исследования директор «Института системных политических исследований и гуманитарных проектов» Анатолий Гагарин.