«С 1 сентября 2016 года в России стартовал проект «Школьная медицина», выбраны пилотные территории для его реализации, Югра в их число не попала, но это не значит, что нам надо ждать указаний, чтобы вплотную заняться проблемами школьного здравоохранения. А их немало, несмотря на множество положительных практик, которые реализуются образовательными и профилактическими медицинскими учреждениями в школах Югры. Сегодня в регионе отсутствует единая модель «Школьной медицины», а различные подходы муниципалитетов к исполнению 41-й статьи закона «Об образовании» не обеспечивают комплексного взаимодействия между профильными ведомствами», – констатировала сопредседатель регионального штаба ОНФ в Югре Лариса Белоцерковцева.
Главной проблемой в ходе обсуждения была названа недоукомплектованность школ кадрами. В среднем по округу образовательные учреждения обеспечены врачами-педиатрами на 76%, а медсестрами – на 91%. При этом в Ханты-Мансийске школы обеспечены медицинскими сестрами лишь на 45%, а в Белоярском районе и вовсе на 42%. В самом сложном положении находятся учебные заведения, работающие в две смены. Кроме того, в ряде школ отсутствует выход в интернет из кабинета медика, что делает невозможной связь с лечебным центром в едином инфопространстве и резко снижает эффективность работы фельдшеров.
Член регионального штаба «Общероссийского народного фронта» Валерий Салахов также указал, что особую тревогу вызывают образовательные учреждения с круглосуточным пребыванием детей. В интернатах воспитанники остаются без наблюдения медиков в вечернее и ночное время.
Для ликвидации кадрового дефицита представители ОНФ рекомендовали властям инициировать в будущем учебном году набор абитуриентов на новую специальность «Бакалавр школьной медицины».
«Фронтовики» констатировали, что в настоящее время медицинские и педагогические работники практически не взаимодействуют при разработке программ по профилактике заболеваний и формированию здорового образа жизни учащихся. Итоги медобследований лишь в минимальной степени используются педагогами при определении учебной нагрузки. Хотя в Югре первичную медико-санитарную помощь детям оказывают 35 медицинских организаций, уровень нарушений слуха, осанки и зрения среди учеников остается высоким.
Традиционно много вопросов вызывает организация питания детей в образовательных учреждениях, особенно в муниципалитетах, где число школьников льготных категорий достигает 60%, например, в Кондинском районе. Среди заболеваний у детей этой территории на первом месте находятся болезни, связанные с пищеварением.
«Анализ ситуации показывает, что существующий приказ департаментов здравоохранения и образования Югры «О совершенствовании системы медицинского обеспечения обучающихся в образовательных организациях округа» устарел и нуждается в обновлении. Эксперты ОНФ в Югре рекомендуют правительству региона на основании обновленного межведомственного приказа инициировать формирование и внедрение региональной модели «Школьной медицины» в целях межведомственного взаимодействия по вопросам сохранения здоровья несовершеннолетних. Данная модель должна содержать алгоритм действий по решению всех выявленных проблем», – резюмировала Лариса Белоцерковцева.