Мероприятие провел бизнес-омбудсмен Александр Гончаров. В нем также приняли участие глава Контрольно-счетной палаты региона Сергей Комяков, представители УФАС и УФНС, вице-президент ЮУТПП Анатолий Лубышев, представители органов местного самоуправления, сообщает пресс-служба бизнес-омбудсмена.
По словам и.о. руководителя челябинского УФАС Натальи Сапрыкиной, областные администрации должны разработать и утвердить схемы размещения нестационарных торговых объектов (НТО).
«Схема позволяет обозначить свободные места на территории муниципалитета, где предприниматель может открыть нестационарную торговую точку. Это способствует поддержке малого бизнеса, развивает конкуренцию с торговыми сетями и обеспечивает присутствие местных товаропроизводителей в розничной торговле. Между тем часто со стороны муниципалитетов можно услышать, что для них нежелательно, чтобы торговые точки стояли в каждом переулке. Поэтому необходимо искать баланс интересов», – рассказала Наталья Сапрыкина.
По ее словам, действия местных чиновников приводят к созданию дополнительных административных барьеров. Так, в схемах зачастую не включены точные адресные ориентиры, нет графической части схемы в виде карты.
«Другими словами, предпринимателю невозможно понять, где он может поставить торговую точку. Открытости в этой сфере мы не наблюдаем. Более того, муниципалитеты даже без соответствующих предпринимательских обращений вносят изменения относительно специализации НТО, что может привести к нарушению их прав. Например, до августа в схеме могут значиться «цветы», а с ноября – «промышленные товары». И что делать владельцу точки в таких условиях? Менять бизнес?» – заявила и.о. руководителя ведомства.
По словам Натальи Сапрыкиной, чаще всего нарушения встречаются в Челябинске, Миассе, Аргаяшском районе и Магнитогорске. Еще одна проблема – отказы предпринимателям во включении в схему их торговых точек «в связи с достижением минимально допустимого количества торговых объектов на территории муниципального образования». При этом данные отказы являются необоснованными, поскольку именно превышение установленных нижних порогов является одной из важнейших задач органов власти в сфере развития торговли.
По словам Александра Гончарова, отношение муниципалитетов к формированию схемы размещения НТО – одна из причин невысокого места Челябинской области в Национальном рейтинге состояния инвестклимата в регионах.
«Еще год назад мы (институт уполномоченного, прокуратура области, УФАС и другие) разработали типовой порядок размещения НТО, который в ожидании изменений в федеральный закон «О торговле» мог бы стать руководством к действию по размещению ларьков и павильонов. Однако только 13 муниципалитетов из 43 воспользовалось данным порядком, остальные, вероятно, ждут, когда изменится федеральное законодательство. Я призываю органы местного самоуправления: давайте посмотрим, как можно сделать эти схемы предельно ясными для бизнеса. Не надо забывать, что от нашего отношения к самому мелкому бизнесу зависит репутация всего региона в плане инвестиционной привлекательности», – подвел итог Александр Гончаров.
В резолюции заседания совета стороны указали органам местного самоуправления на необходимость приведения схем размещения нестационарных торговых объектов в соответствие с требованиями законодательства региона.