В ведомстве ссылались на то, что неиспользуемая мощность приводит к повышению тарифов и росту инвестпрограмм сетей. Однако по итогам совещания с представителями металлургических компаний Дворкович заявил, что утверждать проект по оплате неиспользуемых потребителями электросетевых мощностей преждевременно.
Перераспределение мощности могло бы помочь сетям выполнять свои обязательства по подключениям при сокращении инвестпрограмм. В «Россетях», пишет «Коммерсантъ», подчеркивают, что сегодня нет ни механизма финансовой ответственности за неиспользуемую мощность, ни механизма ее изъятия. При этом компания обязана обслуживать 100% мощности, хотя используется не более 30-35% от заявленного.
По подсчетам Минэнерго, неиспользуемая мощность только по потребителям свыше 670 кВт составляет 69 ГВт. Анализ по 70 регионам показал, что потребителями в среднем не используется 58% максимальной заявленной мощности. Расходы на содержание резерва ложатся в общий тариф на передачу, который вынуждены платить и те, кто оптимально использует мощности.
Минэнерго предлагало оплачивать резерв потребителей с мощностью устройств более 3 МВт, если он превышает 40% от максимума. Плата должна расти: до 2018 года оплачивается 5% резерва, в 2018 году – 10%, в 2019 году – 15%, с начала 2020 года – 20%
В РСПП заявляли, что мера не приведет к повышению загрузки мощностей, потому что в местах наличия неиспользуемой мощности спрос на нее отсутствует. По оценке «Сообщества потребителей энергии», дополнительная нагрузка в случае введения платы за резерв для черной металлургии составит 16 млрд рублей. Суммарная нагрузка на экономику, по данным Минэкономики, может составить около 100 млрд рублей в год.