Власти Ханты-Мансийска и Сургута отказались от инвалидов. ОНФ настаивает на обращении в суд

Версия для печати

Муниципалитеты признаны неприспособленными для комфортного проживания маломобильных групп населения

Административная и экономическая столицы ХМАО-Югры, Ханты-Мансийск и Сургут, признаны недоступными для маломобильных групп населения, а власти обоих муниципалитетов игнорируют права инвалидов на комфортную среду. К такому выводу пришли эксперты ОНФ, принявшие участие в круглом столе, посвященном проблематике создания беспрепятственного доступа к объектам городской инфраструктуры. Несмотря на многочисленные «живые» примеры, собранные активистами Народного фронта и самими инвалидами в ходе последних рейдов с использованием модернизированной методики, чиновники отказываются признавать очевидные факты. Оппоненты «фронтовиков» предпочли отгородиться отчетами и статданными, исходя из которых оба муниципалитета располагают благоприятной средой для жизни людей с ограниченными возможностями здоровья. Позиция управленцев, фактически признавших свою неспособность влиять на застройщиков и исполнителей муниципальных контрактов, которые сдают неприспособленные для нужд инвалидов объекты, вызвала резкую критику ОНФ: «Вместо защиты населения чиновники либо руководствуются принципом «моя хата с краю», либо и вовсе принимают сторону недобросовестных подрядчиков, если дело все же доходит до суда».

Проблематика, связанная с доступностью городской среды для маломобильных групп населения, стала ведущей темой круглого стола, прошедшего в Ханты-Мансийске. В диалоге приняли участие эксперты Общероссийского народного фронта, делегаты от региональных общественных движений инвалидов, а также представители городских и окружных властей. Чиновники предпочли оперировать в ходе дискуссии данными статотчетов, но их оппоненты из ОНФ нашли весомые контраргументы в виде массовых «живых» примеров нарушений прав инвалидов на доступную среду.

Фото: bezgranitc.ru

Вопрос доступности городской среды для лиц с ограниченными возможностями здоровья приобрел повышенную актуальность в сентябре текущего года после подведения итогов инспекции, инициированной самими инвалидами. Выяснилось, что маломобильные жители одного из официально наиболее благоустроенных муниципалитетов Югры не могут беспрепятственно попасть в банк, здания горсовета и ОМВД и, как ни парадоксально, даже в один из городских центров для инвалидов. При этом ежегодно на создание доступной среды из бюджета выделяются многомиллионные суммы – от 3,75 млн рублей в столице региона до более чем 60 млн в Сургуте. Дополнительный импульс теме придал интерес окружной прокуратуры к деятельности КУ ХМАО-Югры «Центр социальных выплат». После коллективного обращения граждан надзорный орган уличил учреждение в многочисленных фактах нарушений прав инвалидов.

Одним из объектов критики, озвученной в сентябре, стало здание межмуниципального отдела МВД в Ханты-Мансийске на улице Дзержинского, 11. Оно не имеет парковки для инвалидов, зимой не работала кнопка вызова сотрудников, и, по словам общественников, им приходилось в 40-градусный мороз ждать, когда двери отделения откроют. Представители МВД отреагировали на претензии. Исходя из ответа, адресованного ведомством в ОНФ, часть недоделок удалось устранить: кнопка вызова находится в рабочем состоянии, брусчатка тротуара будет переложена до 15 октября, запланирована установка дорожного знака около пешеходного перехода. Тем не менее, в полной мере решить проблему доступности не удается.

«В результате проведенной проверки установлено, на объектах МО МВД, на которых предоставляются услуги для инвалидов, имеется потребность в капитальном ремонте, а именно ремонт входных групп с оборудованием пандусами, расширение дверных проемов и лестничных маршей. В здании МО МВД на улице Дзержинского, 11 входная группа полностью не соответствует (требованиям). Здание – старой постройки. Для приведения в соответствие с требованием (законодательства) необходимо ломать старое и строить новое, необходимы денежные средства. Здание передано в федеральную собственность, и денежные средства на капитальный ремонт должен выделять собственник. Но несмотря на это, направлена заявка в ФКУ по округу на выделение денежных средств для приобретения переносных пандусов, которые будут находиться в дежурной части МО МВД и при необходимости использоваться», – следует из информации, предоставленной ведомством.

В департамент по материально-техническому обеспечению МВД РФ была направлена заявка на выделение 5 млн рублей на капремонт, однако до УМВД России по округу финансовые средства по созданию условий доступности для инвалидов в текущем году доведены не были.

Если представители полиции признают необходимость мероприятий по созданию доступной среды для инвалидов, в администрации Ханты-Мансийска предпочитают рапортовать об успехах, иллюстрируя их статистикой.

«Проведены работы по обустройству входных групп и сооружению пандусов на 51 объекте (муниципальные образовательные учреждения, административные здания, учреждения бытового обслуживания и торговли, аптеки и медицинские учреждения, спортивные объекты и объекты культуры), обустройству специальных мест (санитарные узлы) для использования инвалидами в 10 учреждениях города, приобретению и установке 15 специальных знаков для автотранспорта инвалидов, обустройству прилегающей территории, подъездных дорожек, автостоянок для беспрепятственного доступа инвалидов к жилым домам и учреждениям города (…) на 10 объектах, понижению высоты бордюров на 271 пешеходном переходе и объектах социальной инфраструктуры, (…) приобретены автобус для перевозки детей-инвалидов и 740 специальных технических средств для обеспечения доступности инвалидов (…). Общий объем финансирования мероприятий из бюджета города за период 2008-2016 годов составил 26,2 млн рублей», – следует из отчета, представленного директором МКУ «Служба социальной поддержки населения» Ханты-Мансийска Светланой Люшковой.

Представители ОНФ отмечают, что «не ставят задачей обвинить чиновников в абсолютном игнорировании муниципальными администрациями нужд маломобильных граждан». В частности, общественники отмечают работу, уже проделанную в Парке Победы, территория которого оценивается как «среда, доступная для инвалидов». Кроме того, активисты подчеркивают, что сложности создает частая смена стандартов, используемых при возведении объектов, учитывающих интересы лиц с ограниченными возможностями здоровья. Однако, по словам «фронтовиков» и самих инвалидов, «и в Ханты-Мансийске, и в Сургуте, и в других городах и поселках до мест, обеспеченных необходимой инфраструктурой, нужно еще добраться, а это затруднительно, а иногда и вовсе нереально».

Фото: Богдан Будник, «Правда УрФО»

«Я живу в доме, в нем два магазина, один – прямо подо мной, другой – с торца. Пандусы есть, но зимой сугробы выше моего роста. Снег ни разу не убирали. Более того, во втором магазине пандус ведет к запасному выходу. К вопросу о стоянках. Рано или поздно Ханты-Мансийску придется принимать радикальные меры. Сегодня ехал мимо нашей ОКБ – аварийная ситуация. Человек кого-то высаживал, неважно, инвалида, пожилого или ребенка, но мест для высадки пассажиров нет. Нет их и у «Райта», и у Музея природы и человека», – привел примеры эксперт регионального штаба ОНФ Андрей Рябов.

Коллеги поддержали спикера и довели до сведения своих оппонентов другую информацию о недоступности для инвалидов объектов городской инфраструктуры. При этом в своих исследованиях общественники опирались на модернизированную методику определения качества доступности среды.

«Сопредседатель регионального штаба ОНФ в Югре Сергей Дубовец рассказал, что программа «Доступная среда» действует уже 25 лет. Однако результат не достигнут. Народный фронт решил провести мониторинг по новой системе, с использованием маршрутов инвалидов, в первую очередь, колясочников и слепых. В анкетах инвалиды заполняли данные по своим ежедневным маршрутам и выставляли баллы от 1 до 10. В конце оценивался весь маршрут. В ходе подведения итогов мониторинга оказалось, что недоступными для инвалидов являются практически все областные центры и крупные города. В Югре это Ханты-Мансийск и Сургут. Зачем тогда тратятся колоссальные деньги на протяжении многих лет, если нет результатов? Сейчас будем решать, как изменить ситуацию. В Ханты-Мансийске проверили 6 маршрутов, включающих в себя дорогу до банков, больниц, университета, школ, аптек, учреждений спорта и культуры. Ни один не соответствует. То есть многие из объектов сами по себе доступны, но добраться до них инвалиду нельзя. Зафиксированы случаи, когда в автобусах специальный подъемник для инвалида в Ханты-Мансийске не работает, потому что привинчен болтами. Тротуары в части пониженных бордюров не соответствуют нормативам. Плитка, положенная с нарушениями, проваливается или вспучивается, что делает практически невозможным передвижение коляскам с инвалидом или с ребенком. В результате люди рискуют буквально жизнью, выезжая на проезжую часть.

Город, замечу, критику воспринял даже не болезненно, а нагло. Чиновники считают, что Ханты-Мансийск полностью обеспечен доступной средой. Такая же ситуация и в Сургуте. К примеру, Линкер (Анна Линкер – глава БУ «Управление по развитию туризма и внешних связей» администрации Ханты-Мансийска. – Прим. ред.) заявила, что не первый год работает форум для инвалидов, и там все и всем довольны. Однако Станислав Кононенко (член регионального штаба ОНФ, председатель регионального общественного движения инвалидов «Преобразование». – Прим. ред.) дал понять, что гостей форума встречают и возят по гостевым маршрутам, а живущим в городе маломобильным людям приходится ежедневно передвигаться по неблагоустроенной местности самостоятельно», – рассказал изданию о ходе круглого стола один из его участников.

Отдельно на встрече затронут вопрос приспособленности для инвалидов жилых районов Ханты-Мансийска. Инспекция ОНФ охватила три микрорайона: улицы Дунина-Горкавича, Ямскую и Ледовую, а также Рябиновую и Югорскую. По словам активистов, район элитной застройки на Дунина-Горкавича признан совершенно неприспособленным для инвалидов, дома в активно застраивающемся на протяжении последних лет участке Рябиновой и Югорской изначально возводятся без учета интересов маломобильных групп граждан, и лишь Ямская и Ледовая были отмечены как обладающие наиболее доступной инфраструктурой. На вопросы общественников о том, по какой причине городские власти не добиваются от застройщиков соблюдения прав инвалидов, чиновники отреагировали заявлениями, что «это находится вне их компетенции», перенеся ответственность на различные надзорные структуры.

В Сургуте был зафиксирован другой вопиющий пример. В одном из дворов пониженные бордюры у многоквартирного дома сделаны лишь у крайних подъездов, а ширина тротуаров не превышала 80 сантиметров (стандартная ширина колесной базы детской коляски – от 60 до 70 сантиметров, взрослой коляски для инвалидов – значительно больше). Благоустройство с инвалидами не согласовывалось, а на претензии жителей, по словам активистов, подрядчик заявил, дословно: «И так сойдет». При этом недобросовестные исполнители пользуются расположением городских властей.

Фото: Богдан Будник, «Правда УрФО»

«Город начинает наезжать: а вы покажите, а вы докажите. Сделали два понижающих съезда из подъездов, и еще сделали парковку, спортивную площадку. Почему на эти объекты люди не могут попасть – инвалид или мама с ребенком? Более того, не соответствует норме ширина тротуаров. Сэкономили ради парковки, а в результате у нас ни инвалид, ни мама с коляской не могут развернуться. В Сургуте такие конфликты практически на каждом объекте. Но чиновники защищают своих подрядчиков. Как правило, с людьми согласуется только дизайн-проект, где не указаны размеры», – констатировал Сергей Дубовец.

Итогом встречи стали настоятельные требования, обращенные к чиновникам. Общественники указали на необходимость обращений в суд в случаях, когда исполнители работ по каким-либо причинам отказываются соблюдать нормативы и учитывать мнение граждан. На данный момент претензионная работа в отношении недобросовестных подрядчиков со стороны муниципалов практически не ведется.

«Не платить подрядчику, пока не устранены все недоделки. Вы исполнители программы и должны отвечать за все. Ни одному из виновников ситуации даже не выписаны административные штрафы, о чем можно говорить?» – заключил сопредседатель регионального штаба Народного фронта.

«Правда УрФО» продолжит следить за развитием событий.

Автор: 

Теги: 

Регион: 



Мнения

Ряшина и Шувалова попросить

Ряшина и Шувалова попросить сесть  в инвалидные коляски и проехаться по маршрутам, которые им составят инвалиды... пусть на себе прочувствуют всю доступность и комфорт городской среды.

А что Шувалов не врет?

А что Шувалов не врет? Рассказывают нам его газеты, что инвалиды у нас самая оберегаемая группа населения! 

убогие чиновники! пока сами в

убогие чиновники! пока сами в коляску не пересядут понимать людей не будут! старость не за горами друзья!

Добавить мнение

Комментатор

  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
  • Разрешённые HTML-теги: p, br,em,strong,cite,code,blockquote,ul,ol,li,dl,dt,dd
  • Разрешённые HTML-теги: <blockquote> <br> <cite> <code> <dd> <dl> <dt> <em> <li> <ol> <p> <strong> <ul>

Простой текст

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

PHP code